Астрологические исследования
Базы данных
Выборка для 20 декабря по всем годам
Имя | Дата | Время | Зона | Место | Широта | Долгота | Пол |
БЮИССОН (Buisson), Фердинанд |
20.12.1841 | 12:00 | +0:09:20 LMT | Париж, Франция | 48.52.00.N | 2.20.00 | — |
-16.02.1932 Нобелевская премия мира, 1927 г. совместно с Людвигом Квидде. Французский педагог и борец за мир Фердинанд Эдуард Бюиссон родился в Париже в протестантской семье судьи Сен-Этьеннского трибунала Пьера Бюиссона и Адель Орели (урожденной д'Эбокур) Бюиссон. Б. учился в колледже Аржентан и лицее Сен-Этьенна, но после смерти отца в 1857 г. был вынужден заняться репетиторством, чтобы поддержать младших братьев и мать. Позже он продолжил свое образование в лицее Кондорсе, а затем изучал философию в Парижском университете (Сорбонне), где и получил степень. Хотя Б. успешно сдал государственный экзамен для учителей, он отказался присягнуть императору Наполеону III, которого считал диктатором, и был лишен возможности работать по специальности. Переехав в Швейцарию, он преподавал философию в Невшательской академии с 1866 по 1870 г. В 1867 г. Б. принял участие в первом Конгрессе мира и свободы в Женеве и совместно с Фредериком Пасси и Джузеппе Гарибальди, итальянским патриотом, создал Лигу мира и свободы. Во время швейцарского изгнания Б. написал ряд статей о мире и образовании. Он также вернулся к написанной ранее работе «Либеральное христианство» (1865), где предлагал заменить организованную религию кодексом личной морали. В этих работах нашли отражение две идеи, характерные для радикального гуманизма Б.: путь к миру лежит через изменение человеческих отношений воспитанием, церковь и государство должны быть формально разделены. После поражения Франции во франко-прусской войне и отречения Наполеона III Б. вернулся в 1870 г. в Париж. Одной из первых его забот стала организация приюта для сирот. В том же году новый министр народного образования назначил Б. инспектором начального образования в Париже. Однако требование Б. положить конец господству католической церкви во французских школах вызвало бурю возмущения в Национальной ассамблее, и он был вынужден подать в отставку. В течение 10 лет число его сторонников выросло настолько, что в 1879 г. он был назначен директором департамента начального образования, этот пост он сохранял за собой 17 лет. Б. способствовал принятию национальных законов о бесплатном обязательном едином начальном образовании во всей стране. Б. создал 4-томный «Словарь педагогики и начального обучения» (1878...1887), кроме того, он издавал педагогический журнал. В 1896 г. Б. покинул правительственный пост и стал профессором педагогики в Сорбонне. Внимание Б. к политике привлекло знаменитое дело Дрейфуса, которое взбудоражило всю страну в 1894 г., когда капитан Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, был обвинен в измене на основании лжесвидетельства. Возмущенный волной антисемитизма и стремлением высших офицеров свалить на Дрейфуса вину за чужое преступление, Б. в 1898 г. стал основателем Лиги прав человека. Целью Лиги была не только защита Дрейфуса, но и разоблачение несправедливости в любой форме. В 1902 г. Б. избрали в палату депутатов от партии радикальных социалистов, где он оставался до 1914 г. и вновь вернулся туда в 1919...1924 гг. С началом первой мировой войны, убежденный, что победа Германии будет победой милитаризма и поражением гуманистических идеалов, Б. объявил о поддержке военных усилий Франции. В 1916 г. он одобрил предложение Вудро Вильсона о создании Лиги Наций. Разочарованный условиями Версальского договора 1919 г., который увековечивал вражду между победителем и побежденным, Б. продолжал защищать Лигу как наиболее эффективный инструмент сохранения мира. В то же время он не расстался с убеждением, что ключ к долговременному миру скрыт в образовании. Когда после просрочки репарационных платежей французские и бельгийские войска оккупировали долину Рура - индустриальное сердце Германии, Б. приложил немало усилий для восстановления понимания между французским и германским народами. Он пригласил немецких борцов за мир выступить в Париже и сам предпринял поездку в Германию. Хотя его деятельность националистами обеих стран была воспринята враждебно, французские и бельгийские войска покинули Рур, а германские деловые обязательства были пересмотрены в соответствии с планом Дауэса (названным по имени американского государственного деятеля Чарлза Дауэса). Б. разделил Нобелевскую премию мира 1927 г. с Людвигом Квидде, тогдашним председателем Германского общества мира. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Фредрик Станг отметил: «Правительства и их политика представляют собой не единственную угрозу миру. Постоянная и реальная угроза войны таится также в умах, в психологии масс. Следовательно, целенаправленной борьбе за мир должно предшествовать воспитание людей, общественное мнение надо отвратить от войны как от аргумента в споре, заменив его более высоким идеалом мирного сотрудничества наций, международного суда справедливости для устранения несогласия. Как раз в этом отношении награжденные сыграли столь значительную роль». Б. присутствовал на церемонии награждения и, хотя Нобелевской лекции не представил, в следующем году передал Нобелевскому комитету эссе под названием «Перемены в концепции войны и мира». Отметив, что война перестала быть делом профессионалов, он предупредил, что подводные лодки, авиация и химическое оружие представляют угрозу для всего живого. Б. выразил также надежду, что предложение французского министра иностранных дел Аристида Бриана и американского государственного секретаря Фрэнка Келлога приведет мировое сообщество к отказу от войны как инструмента национальной политики. Вернувшись к теме «мир через воспитание», Б. назвал желательным, чтобы, в то время как дипломаты добиваются переговоров между правительствами, педагоги стремились «оказывать влияние не на руководителей, а на сами народы». Многолетнее служение делу образования укрепило убежденность Б. в том, что воспитание должно быть средством изменения отношения людей к войне и миру. Вскоре после награждения Нобелевской премией он начал развивать международные контакты между профессиональными ассоциациями учителей. Деньги, полученные от Нобелевского комитета, Б. передал пацифистским организациям. В 1924 г. он был удостоен офицерской степени французского ордена Почетного легиона. Вдовец с двумя сыновьями и дочерью, он умер от сердечного приступа в возрасте 90 лет в г. Тьелуа-Сен-Антуан, к северу от Парижа. |
|||||||
ГЕЙРОВСКИЙ (Heyrovsky), Ярослав |
20.12.1890 | 12:00 | +0:58 | Прага, Чехия | 50.05.00.N | 14.26.00. | - |
-27.03.1967 Нобелевская премия по химии, 1959 г. Чехословацкий химик Ярослав Гейровский родился в Праге и был пятым из шести детей Леопольда Гейровского, профессора римского права Карлова университета в Праге, и Клары Гейровской (в девичестве Ганловой). Его отец был ревностным чешским патриотом, другом Томаша Масарика, первого президента Чехословакии. После окончания начальной школы Г. поступил в пражскую гимназию, где проявил большой интерес к физике и математике. После учебы в Карловом университете, в котором в то время его отец был ректором, Г. перевелся в Университетский колледж в Лондон, где посещал лекции Уильяма Рамзая. В 1913 г. он получил степень бакалавра естественных наук и остался в Университетском колледже в должности научного ассистента Ф.Дж. Доннана, преемника Рамзая. Под руководством Доннана он приступил к исследованиям по электрохимии алюминия. Когда он навещал своих родителей в Праге в 1914 г., началась первая мировая война, и Г. вынужден был остаться в Чехословакии. Призванный в австро-венгерскую армию, он освобождается от строевой службы вследствие слабого здоровья и направляется в военный госпиталь на должность химика и радиолога. Несмотря на свои воинские обязанности, он завершил диссертацию по электрохимии алюминия, за что и получил степень доктора философии в Карловом университете в 1918 г., незадолго до окончания войны. В 1919 г. Г. становится помощником профессора химии в университете. Статьи, которые он опубликовал по материалам своей диссертации в течение этого времени, позволяют присудить ему в 1921 г. в Университетском колледже степень доктора естественных наук. В следующем году он становится адъюнкт-профессором и деканом химического факультета Карлова университета. В начале 20-х годов Г. развил новый метод анализа химических растворов. Давно известно, что любое вещество, находящееся в растворе, изменяется характерным образом (и, следовательно, идентифицируется) под действием электрического тока, который проходит через раствор. Однако традиционные электроды были не подходящими для точных измерений, так как растворенные вещества имеют тенденцию сорбироваться на поверхности таких электродов и такие наслоения искажают получаемые результаты. В аппарате Г. роль электродов выполняли капли ртути, падающие из пробирки в резервуар. Каждая капля имеет незагрязненную поверхность, что позволяет успешно измерять и напряжение, и величину тока. Г. смог не только проводить точный качественный анализ, но и исследовать образцы веществ в микроколичествах. Все последующие годы своей научной деятельности Г. посвятил этому методу анализа, который назвал полярографией. Работая с коллегой, Масуцо Шикатой, он в 1924 г. сконструировал полярограф, прибор с автоматической регистрацией результатов, который быстро и эффективно определял состав раствора, не производя в нем каких-либо изменений и оставляя его пригодным для дальнейшего использования. Спустя два года Г. становится первым профессором по физической химии университета, который в свою очередь делается ведущим центром полярографических исследований. В 1926 г. ему предоставляется Рокфеллеровская стипендия для работы в Парижском университете. В 1933 г. он прочел лекции по полярографии в нескольких университетах США и опубликовал свою первую завершенную работу по применению этого метода. После немецкой оккупации Чехословакии в 1939 г. все высшие учебные заведения были закрыты и их факультеты переведены в Германию. К счастью, положение Г. зависело от некоего высокопоставленного противника нацистского режима, который поддерживал его работу в течение всех лет оккупации. В конце войны Г. окончил написание учебника и начал исследования по осциллополярографии. В 1950 г. он стал директором вновь созданного Центрального института полярографии при Карловом университете, который через два года в связи с ростом численности персонала был преобразованв Институт полярографии Академии наук Чехословакии. В 1964 г. институт был переименован в Институт полярографии имени Я. Гейровского. <За открытие и развитие полярографических методов анализа> Г. был награжден в 1959 г. Нобелевской премией по химии. Награда была вручена Г.А. Ёландером, членом Шведской королевской академии наук. <Почти все химические элементы могут быть определены с помощью полярографического метода, - сказал Ёландер. - И в органической химии он одинаково полезен для выявления самых разнообразных групп соединений>. В Нобелевской лекции Г. объяснил, почему он связал свою жизнь с капельным ртутным электродом. <Физическое состояние при падении, а также химические изменения при пропускании тока хорошо известны, - сказал он, - и явления, протекающие при падении ртутной капли-электрода, воспроизводятся с высокой точностью. Процессы на электроде могут быть быстро и математически точно описаны>. В 1926 г. Г. женился на Марии Коржановой, дочери пивовара. Их дочь Итка стала биохимиком, сын Михаил работает в институте, носящем имя его отца. Талантливый пианист, любитель оперы и энтузиаст спорта, Г. работал в лаборатории ежедневно с 8 часов утра до 7 часов вечера, включая и выходные. После тяжелой болезни в 1963 г. он подал в отставку, но продолжал активно участвовать в институтских делах. Был известен своим гостеприимством, живым юмором, любовью к вкусной еде и вину. Он был глубоко почитаем за свои научные достижения. Г. умер в Праге 27 марта 1967 г. Г. присуждены почетные звания университетов Варшавы, Марселя и Парижа. Он - член совета Университетского колледжа в Лондоне, почетный член Американской академии наук и искусств, Германской академии естествоиспытателей <Леопольдина> и др. В 1951 г. ему была присуждена Государственная премия, а в 1955 г. он был награжден орденом Чехословацкой республики. Был иностранным членом АН СССР. |
|||||||
Эшли Коул (Ashley Cole)![]() |
20.12.1980 | 12:00 | 0 | 00.00.00.N | 00.00.00.E | М | |
|