окулус | базы данных

Астрологические исследования

Базы данных


Выбрать базу 
Выбрать по дате 

Выборка для 13 апреля по всем годам


Имя Дата Время Зона Место Широта Долгота Пол
БЕККЕТ (Beckett), Сэмюэл
13.04.1906 12:00 -0:25 Foxrock, County Dublin, Ирландия 53.20.00.N 6.15.00.W -
-22.12.1989
Нобелевская премия по литературе, 1969 г.
Сэмюэл Баркли Беккет, ирландский драматург, романист и поэт, родился в Дублине, он был младшим сыном Уильяма Беккета, землемера, и его жены Мери, урожденной Мэй, дочери богатых родителей из графства Килдэр. Получив домашнее протестантское воспитание, Сэмюэл поступил сначала в частную привилегированную школу, а затем в Эрлсфортский интернат. С 1920 по 1923 г. Сэмюэл учится в Портора-Ройэл-скул в Северной Ирландии, где увлекается крикетом, регби, боксом и плаванием. В дублинском Тринити-колледже Б. изучает языки и читает Луиджи Пиранделло и Шона О'Кейси. Получив в 1927 г. степень бакалавра искусств и диплом с отличием, он в течение года преподает в Белфасте, а затем едет в Париж, где работает учителем английского языка в Эколь нормаль сюперьер и где знакомится с Джеймсом Джойсом, который становится его близким другом. В Париже Б. пишет критический монолог <Пруст> (, 1931) и <Блудоскоп> (, 1930), драматическую аллегорию - монолог Рене Декарта, философа, труды которого Б. изучает в это время. В конце 1930 г. Б. возвращается в Тринити-колледж, где в 1931 г. получает степень магистра искусств, а затем преподает около года французский язык. Как и Джойс, Б. чувствовал, что его творческий потенциал подавляется тем, что он назвал <гнетом ирландской жизни>, и вскоре принял решение навсегда уехать за границу. После смерти отца от сердечного приступа в 1933 г. Б. получил ежегодную ренту и поселился в Лондоне, где прошел курс психоанализа. Опубликовав сборник коротких рассказов <Больше уколов, чем пинков> (, 1934), писатель приступает к работе над романом <Мерфи> (), который будет издан в 1938 г. Прожив около года в Лондоне, Б. возвращается в Париж. Хотя <Мерфи> и не имел коммерческого успеха, благожелательный отзыв Джойса создал Б. репутацию серьезного писателя. Приблизительно в это же время Б. знакомится с Сюзанной Дешво-Дюмсниль, на которой женится в 1961 г. В 1939 г. Б. приехал в Ирландию навестить мать, но, узнав о начале второй мировой войны, вернулся в Париж, где вместе с Дешво-Дюмсниль принимал активное участие в движении Сопротивления. В 1942 г., едва избежав ареста, они бежали от гестапо в Руссийон на юг Франции. На протяжении последующих двух лет Б. работал разнорабочим и писал роман <Уотт> - последний из написанных им по-английски. Название романа и имя главного героя представляют собой игру слов: - это измененное английское (<что>), тема романа - тщетная попытка Уотта вести рациональное существование в иррациональном мире. После окончания второй мировой войны Б. недолгое время работал в ирландском Красном Кресте в Париже. За антифашистскую деятельность писатель получил Военный крест и медаль за участие в Сопротивлении от французского правительства. С этого времени Б. начинает писать по-французски: роман <Мерсье и Камье> (, 1970), а также трилогию <Моллой> (, 1951), <Малон умирает> (, 1951) и <Неназываемый> (, 1953). Хотя трилогия и занимает важное место в творчестве Б., международное признание писателю принесла пьеса <В ожидании Годо> (), написанная в 1949 г. и изданная по-английски в 1954 г. Отныне Б. считается ведущим драматургом театра абсурда. Первую постановку пьесы в Париже осуществляет, в тесном сотрудничестве с автором, режиссер Роже Блен. <В ожидании Годо> - пьеса статичная, события в ней идут как бы по кругу: второе действие повторяет первое лишь с незначительными изменениями. Два главных действующих лица, бродяги Владимир и Эстрагон, поджидают некоего таинственного Годо, который должен приехать и покончить со скукой и заброшенностью, от которой они страдают, Годо, впрочем, так и не появляется. В пьесе участвуют еще два персонажа - Поццо и Лукки. Для усугубления удушающей атмосферы пессимизма Б. вставил в пьесу элементы музыкальной комедии и несколько лирических пассажей. <Эта пьеса заставила меня пересмотреть те законы, по которым прежде строилась драма, - писал английский критик Кеннет Тайнен. - Я вынужден был признать, что законы эти недостаточно гибкие>. <Конец игры> (, 1957), одноактная пьеса, написанная между 1954 и 1956 гг. и переведенная Б. на английский язык в 1958 г., является еще более статичной и герметичной, чем <В ожидании Годо>. Четыре персонажа: слепой, парализованный Хамм, его слуга и родители сидят в пустой комнате и тщетно ждут конца света. Хамм, поясняет Б., - <это король в шахматной партии, проигранной с самого начала>. В шахматах игра кончается, когда королю ставят мат, однако в пьесе <Конец игры>, как, впрочем, и <В ожидании Годо>, мата нет, есть только пат. Следующую пьесу, <Последнюю ленту Краппа> (, 1959), Б. пишет по-английски. Единственное действующее лицо, престарелый Крапп, проводит свои последние дни, слушая магнитофонные записи собственных монологов тридцатилетней давности. Хотя он и собирается записать на магнитофон свой последний монолог, пьеса кончается в полной тишине. В этой пьесе, своеобразном диалоге молодости и старости, вновь звучит тема тщетности и суетности бытия. Лондонская премьера <Ленты Краппа> состоялась в 1958 г., а нью-йоркская - в постановке Алана Шнейдера - в 1960 г. Английский критик А. Альварес усмотрел в этом произведении <новое направление в творчестве Б.>. В отличие от ранних пьес, писал Альварес, <темой здесь является не депрессия, а горе. С необычайной емкостью и выразительностью в пьесе показано, что же именно утрачено>. Завершив работу над несколькими очерками и радиопьесами, Б. пишет <Счастливые дни> (, 1961). В этой пронизанной иронией двухактной пьесе, поставленной в нью-йоркском театре <Черри-Лейн> в 1961 г., выведена некая Уинни, погребенная в землю по пояс, она с оптимизмом ожидает, когда зазвонит колокол, чтобы можно было уснуть до наступления смерти. В 60-е гг. Б. продолжает писать для театра, радио и телевидения. В 1969 г. писателю присуждается Нобелевская премия по литературе <за совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом>. В своей речи представитель Шведской академии Карл Рагнар Гиров отметил, что глубинный пессимизм Б. тем не менее <содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ>. Замкнутый Б., согласившись принять Нобелевскую премию с условием, что он не будет присутствовать на церемонии вручения, уединился в Тунисе, чтобы избежать рекламы и суеты. Вместо него премия была вручена его французскому издателю Жерому Линдону. В течение последующих 10 лет Б. писал одноактные пьесы, некоторые из которых сам ставил в лондонских и немецких театрах. Его 70-летие было отмечено рядом постановок в лондонском <Ройял Корт-тиэтре>. В 1978 г. писатель опубликовал <Вирши> (), сборник коротких стихотворений, за которым последовал рассказ <Компания> (), переработанный год спустя для постановки на Би-би-си, а также на сцене лондонских и нью-йоркских театров. Пьеса <Долой все странное> (, 1979) начинается словами: <Воображение умерло. Вообразите!> Хотя сам Б. хранил о своем творчестве почти полное молчание, ему посвящены бесчисленные книги, статьи, рецензии и монографии. В 1971 г., заявив, что не собирается <ни помогать, ни мешать>, Б. позволил Дейдре Бэр, американской аспирантке, начать работы над его биографией, целью которой было, по словам Бэр, <сосредоточиться на внутреннем мире Б., чтобы понять, что стоит за каждым из его произведений>. Некоторые критики обращают внимание на пессимизм Б. <Б. поселяет нас в мир Пустоты, - пишет французский критик Морис Надо, - где впустую двигаются полые люди>. Многие критики, например англичанин Ричард Рауд, обращают внимание на язык Б. <Я не думаю, - пишет Рауд, - что кто-нибудь из современных писателей так великолепно владеет английским (и французским) языком, как Б.>. По мнению американского литературоведа Санфорда Стернлихта, <Б. является наиболее влиятельным из современных драматургов, основополагающей фигурой в современной драме>.

БРАУН (Brown), Майкл
13.04.1941 12:00 -5 EST Нью-Йорк, Нью-Йорк, США 40.42.51.N 74.00.23 -
-----------
Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1985 г.
совместно с Джозефом Голдстайном. Американский генетик Майкл Стюарт Браун родился в Нью-Йорке, в семье Харви Брауна и Эвелин Браун (Кац). Он учился в Пенсильванском университете, где изучал химию и сотрудничал в университетской газете. В 1962 г. он получил в этом университете степень бакалавра, а в 1966 г. - степень доктора медицины. В течение двух последующих лет Б. работал врачом-интерном в Массачусетской больнице общего типа в Бостоне. Здесь он познакомился с Джозефом Голдстайном, который также работал врачом. В 1968 г. Б. закончил интернатуру и стал работать адъюнктом в отделе наследственных заболеваний и болезней органов пищеварения Национального института артритов и обменных заболеваний. Здесь он исследовал метаболизм глутамина в лаборатории биохимии. В 1971 г. Б. стал ассистент-профессором медицины в Юго-Западной медицинской школе Техасского университета в Далласе. На следующий год к нему присоединился Голдстайн, и исследователи начали изучать обмен холестерина, в частности при наследственной семейной гиперхолестеринемии. Холестерин - это вещество из группы стеринов, имеющееся в мембранах клеток всех млекопитающих. Кроме того, оно является предшественником желчных кислот и стероидных гормонов. Холестерин синтезируется в организме, а также поступает с пищей и переносится кровью и лимфой в виде липопротеидов низкой плотности (ЛНП) - крупных сферических частиц с ядром из эфиров холестерина и оболочкой из фосфолипидов и свободного холестерина. Благодаря этой гидрофильной (способной соединяться с водой) оболочке частицы ЛНП растворимы в крови. Во внешней оболочке содержится также крупный белок - апопротеин B -100. Когда холестерин в избыточных количествах накапливается в стенках кровеносных сосудов, он может перекрывать кровоток, что приводит к инфаркту и инсульту. Семейная гиперхолестеринемия - это генетическое заболевание, наследуемое по доминантному типу и характеризующееся чрезвычайно высоким уровнем в крови ЛНП и холестерина и отложением холестерина в тканях. У гетерозиготных больных (носителей только одного гена, вызывающего это заболевание) в возрасте между 30 и 40 годами развивается ишемическая болезнь сердца. Болеют преимущественно мужчины. Гетерозиготная форма гиперхолестеринемии в Америке и Европе встречается у одного из 500 человек, и у 85% больных к 60 годам наблюдается развитие инфаркта миокарда. Более тяжелая гомозиготная форма, обусловленная наличием двух мутантных генов, встречается у одного из миллиона людей, и при ней сердечные приступы, как правило, возникают уже в детстве. С помощью метода культивирования тканей Б. и Голдстайн вырастили клетки кожи больных семейной гиперхолестеринемией. В этих клетках они обнаружили необычайно высокий уровень фермента, определяющего скорость синтеза холестерина. Большая активность этого фермента и приводила к избытку холестерина. Исследователи показали также, что клетки таких больных плохо связывают ЛНП. Это привело к открытию рецепторов к молекулам ЛНП на поверхности клеток. При изучении механизмов, с помощью которых рецепторы ЛНП осуществляют регуляцию синтеза холестерина. Б., Голдстайн и их сотрудник Ричард Андерсон описали, каким образом апопротеиновая часть ЛНП связывается со специфическим рецептором клеточной поверхности. Оказалось, что здесь происходит процесс, называемый рецепторно опосредованным эндоцитозом. При этом связывание комплекса ЛНП - холестерин происходит в углублениях клеточной мембраны, которые затем превращаются в пузырьки, отделяются от мембраны и переносят этот комплекс внутрь клетки. В дальнейшем оказалось, что сходный механизм обеспечивает и проникновение в клетку других крупных молекул - инсулина, железа, витамина B 12, факторов роста, трансферрина и иммунных комплексов. В клетке ЛНП распадаются и освобождают холестерин, под действием которого снижается активность фермента, отвечающего за синтез нового холестерина, и повышается активность другого фермента, обеспечивающего депонирование этого вещества. Увеличение количества холестерина в клетке приводит также к торможению образования новых рецепторов ЛНП. Таким образом, в норме клетки обладают механизмом, обеспечивающим равновесие между поглощением холестерина из пищевых продуктов и синтезом этого вещества в клетках. В 1984 г. с помощью методов молекулярного клонирования Б. и Голдстайн определили нуклеотидную последовательность гена, отвечающего за синтез рецепторов ЛНП. Они описали несколько генных мутаций, приводящих к семейной гиперхолестеринемии. Некоторые из них приводили к нарушению синтеза рецепторов ЛНП, другие - к тому, что эти рецепторы утрачивали способность связываться с ЛНП, третьи - к тому, что при связывании ЛНП необходимый сигнал для ферментных систем клетки не возникал. Работа Б. и Голдстайна уже сейчас принесла ощутимые клинические результаты. Назначение больным гетерозиготной формой семейной гиперхолестеринемии (обладающих одним нормальным геном рецепторов ЛНП) таких лекарств, как компактин, мевиполин и др., может приводить к увеличению количества этих рецепторов, синтезируемых под контролем неповрежденного гена, и снижению уровня ЛНП и холестерина в крови. Однако такие методы лечения неэффективны для больных с гомозиготной формой, так как у них вообще нет действующего гена рецепторов ЛНП. В 1984 г. была произведена экспериментальная пересадка печени шестилетнему ребенку с такой формой заболевания, и, как и следовало из теории Б. и Голдстайна, благодаря наличию в пересаженной печени рецепторов ЛНП уровень холестерина в крови резко снизился. В 1985 г. Б. и Голдстайну была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины за выдающиеся открытия, касающиеся обмена холестерина и лечения нарушений уровня холестерина в крови. В 80-х гг. Б. занимал пост профессора медицины и генетики и одновременно директора Центра генетических болезней в Юго-Западной медицинской школе Техасского университета. Кроме того, он являлся членом научного совета клиническою фонда Джейн Коффин и консультантом в тресте Люсиль Марки. Он входил в редколлегию журналов <Атеросклероз> () и <Наука> (). Б. - автор более 200 научных статей и глав в пособиях и один из редакторов труда <Метаболические основы наследственных заболеваний> (). В 1964 г. Б. женился на Алисе Лапен. В семье у них две дочери. Б. - заядлый яхтсмен и поклонник эстрадной музыки. Б. совместно с Голдстайном удостоен Пфицеровской награды в области химии ферментов Американского химического общества (1976), награды Лаунсбери Национальной академии наук (1979), международной награды Гарднеровского фонда (1981), премии Маттиа Института молекулярной биологии (1984) и премии Луизы Гросс-Хорвиц Колумбийского университета (1984). Он является членом Национальной академии наук, Американской академии наук и искусств. Американского биохимическою общества и Ассоциации американских врачей.

Татьяна Навка
Татьяна Навка
13.04.1975 12:00 +0 0.00.00.N 0.00.00.E Ж


ХИНИ (Heaney), Шеймас
13.04.1939 12:00 +0 GMT near Castledawson, Лондондерри, Северная Ирландия 55.00.00.N 7.19.00 -
-----------
Нобелевская премия по литературе, 1995 г.
Шеймас Джастин Хини родился 13 апреля 1939 на ферме в Кастлдоусоне (графство Дерри, Северная Ирландия). В 1961 окончил Королевский университет в Белфасте. В 1976...1982 преподавал в Кэрисфорт-колледже в Дублине, в 1982 стал преподавателем Гарвардского университета, с 1984 - в должности профессора. Работал также в Оксфордском университете (1989...1994). В 1965 г. он женился на Мэри Девлин, имеет трех сыновей. Три первых поэтических сборника Хини <Смерть натуралиста> (1966), <Дверь во тьму> (1969) и <Конец зимы> (1972) заявляют неотступно преследующие его поэзию мотивы: смерти и земли. Земли - как символа судьбы, как основы и начала всего, где соединяется разрушение и созидание, вечного упокоения и рождения заново, самовоплощения и саморастворения. Метафору насилия над человеческой личностью Хини находит в открытиях, сделанных во время археологических раскопок на торфяных болотах в Ирландии и странах Северной Европы. В 1969 Хини прочел книгу <Болотный народ>, написанную археологом П.В. Глобом. Хотя первое из так называемых <болотных стихотворений> Хини появилось в сборнике <Дверь во тьму>, цикл был продолжен и в сборнике <Север> (1975). В том же году восемь из этих стихотворений вышли отдельной книгой, изданной небольшим тиражом и названной <болотные стихи>. Многие критики склонны считать <Север> лучшим поэтическим сборником Хини, где вновь история и мифология становятся для него подтверждением мотива об универсальности насилия и страдания. Стихи, составившие сборник <Полевые работы> (1979), объемлют значительно более широкий спектр тем. Хвалебные голоса критиков раздавались по поводу некоторых любовных стихотворений, в особенности <Сбор урожая>. В цикле <Гленморские сонеты>, состоящем из десяти стихотворений, Хини описывает цветущую природу Ирландии. Основные темы и составляющие поэзии Хини - древняя кельтская культура, растворяющаяся в культуре, привнесенной англичанами, католицизм, подтачиваемый изнутри ироничностью образованного провинциала, провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с традицией континентальной, - все это стало предметом поэмы <Остров покаяния>, вошедшей в одноименный сборник (1984). Один из циклов сборника, названный <Безумный Суини>, доносит истинный голос Хини. После сборника <Боярышниковый фонарь> (1987) выходит сборник <Видение предметов> (1991), воссоздающий визионерские искания поэта, его обращение к прошлому. В сборнике <Видение предметов> (1991) правдивый реализм объединяется с глубиной этической проблематики, тревогой за ситуацию в Северной Ирландии. Но именно в Ирландии Хини нашел наиболее непримиримых своих критиков, которые нередко отказывались видеть в нем сугубо национального поэта. В центре внимания Хини-поэта тема нарушения физического, морального и политического равновесия в социуме. Недаром в сборнике <Поэзия-возместительница> (1995), состоящем из лекций, которые Хини читал в Оксфорде, главным является тезис, что поэзия способна восстанавливать душевное равновесие, служить противовесом всем темным, античеловеческим элементам мира. Как эссеист, Хини известен произведениями <Предпочтения> (1980), <Единоначалие речи> (1986). В 1995 г. Хини была присуждена Нобелевская премия <за лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое>. <Уровень души> (1996) стал первым сборником, вышедшим после присуждения поэту Нобелевской премии. Эссе, посвященные поэзии и отдельным поэтам, вошли в сборник <Заботы: Избранная проза>, 1968...1978 (1980). В 1991 был опубликован том <Избранные стихотворения>, второй том, <Открытая земля: Избранные стихи>, 1966...1996, вышел в 1998. Выполненный Хини перевод памятника англосаксонского средневекового эпоса <Беовульф> в 2000 году вошел в список бестселлеров и в Англии, и в США. Поэтический сборник Хини <Электрический свет> (2001) был назван <осознанным подведением итогов большим мастером, размышляющим об истоках и о неизбежно подступающем финале своей жизни и своего искусства>