"Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".
Суперзвезда шоу-бизнеса и американский секс-символ. Ей отданы лавры славы с репутацией создательницы танца-модерна в балете США. Источниками искусства Дункан были Бетховен, Вагнер и Ницше. Первый открыл ему ритм, второй – скульптурность формы, а третий дал душу. В гороскопе Хирон в соединении и параллели с Нептуном и квадрате с Юпитером. Хирон в градусе искусства, танца, физической привлекательности. В Берлине ее называли «божественной Айседорой» и популярность ее была невероятной. Она никогда не носила иной одежды, кроме короткой белой туники и сандалий, оставляя ноги обнаженными.
"Я проводила долгие дни и ночи в студии, стараясь создать такой танец, который бы передавал движениями тела различные эмоции человека. Часами я простаивала совершенно безмолвно, скрестив руки на груди….словно я была в трансе. По прошествии многих месяцев, научившись сосредоточивать всю свою силу в этом единственном центре, я обнаружила, что когда я слушаю музыку, вибрации ее устремляются потоком к этому единственному источнику танца, находящемуся как бы внутри меня. Вслушиваясь в эти вибрации, я могла претворять их в танце" Станиславский «Дункан не умеет говорить о своем искусстве последовательно, логично, систематически. Большие мысли приходят у нее случайно, по поводу самых неожиданных обыденных фактов. Так, например, когда у нее спросили, у кого она училась танцам, она ответила: «У терпсихоры. Я танцевала с того момента, как научилась стоять на ногах. И всю жизнь танцевала. Прежде, чем идти на сцену, я должна вложить в душу какой-то мотор; он начинает внутри работать, и тогда сами руки, ноги и тело помимо моей воли будут двигаться.» В это время я как раз искал этот творческий мотор, который должен класть в душу актер перед тем, как выходить на сцену. Понятно, что разбираясь в этом вопросе, я наблюдал за Дункан во время спектаклей, репетиций и исканий, - когда она от зарождающегося чувства сначала менялась в лице, а потом со сверкающими глазами переходила к выявлению того, что вскрылось в ее душе. Резюмируя все наши случайные разговоры об искусстве, сравнивая то, что говорила она, с тем, что делал я сам, я понял, что мы ищем одного и того же, но лишь в разных отраслях искусства» Дункан. Все мое существо жаждало общения с сильной личностью. Когда Станиславский стоял передо мной, я видела ее в нем. Как-то вечером я глянула на его прекрасную статную фигуру, широкие плечи, черные волосы, и что-то восстало во мне против того , что я всегда исполняю роль Эгерии (мифическая героиня, супруга царя Нумы Помпилия, которая после его смерти превратилась в источник). Когда он собирался уходить, я положила ему руки на плечи и, притянув его голову к своей, поцеловала его в губы. Он с нежностью вернул мне поцелуй. Но принял крайне удивленный вид, словно менее всего этого ожидал.
Айседора познакомилась с Есениным в ноябре 1921 года. Юпитер тр. в трине к Хирону и Нептуну нат.
«Не гляди на её запястья И с плечей её льющийся шёлк. Я искал в этой женщине счастья А нечаянно гибель нашёл…»
28.12.25 - дата самоубийства Есенина.
"Ноги танцуют свой танец, не думая о безднах. Встречая препятствия на пути, они только делают прыжок – одно « из выражений духа посредством движений тела», - и препятствия как бы не существует. Но обойденная пропасть не перестает быть пропастью. Вновь и вновь встречается она на пути. И неизбежен миг, когда ноги, измученные вечной пляской, не смогут ее пересягнуть" (Д.Гробов)
Эффектно закинув роковой алый шарф вокруг шеи, она вольготно раскинулась на сиденье автомобиля. За рулем – молодой итальянец, последнее увлечение пятидесятилетней Айседоры. Улыбаясь, она произнесла: Прощайте, друзья, я еду к славе! Это были ее последние слова – голова резко дернулась и повисла, как у сломанной марионетки. Шарф попал на ось колеса набиравшего скорость автомобиля и удавкой впился в шею. Длинный красный шарф, который так любил Есенин на долгие годы ставший символом нового начала в танцевальном искусстве. Смерть Айседоры 14.09.27
|
----------- Нобелевская премия по литературе, 1973 г. Австралийский писатель Патрик Виктор Мартиндейл Уайт родился в Англии в семье Рут (Уидиком) и Виктора Уайт, состоятельных австралийцев, которые в это время путешествовали по Европе. Вернувшись через полгода после рождения ребенка на родину, они поселились в Сиднее, где будущий писатель получил образование и где родилась его младшая сестра. В возрасте тринадцати лет Патрика отправляют учиться в Англию, в Челтенхем, где классного наставника удивляют и удручают <странные> вкусы мальчика, увлекающегося пьесами Ибсена и Стриндберга. Патрику удается уговорить родителей дать ему возможность вернуться в Австралию и до поступления в Кембриджский университет <поработать на земле>. В течение двух лет он работает в качестве <джакеро> (ковбоя, погонщика скота) и начинает писать. На родине, после обучения за границей, он чувствует себя неуютно и в 1932 г. возвращается в Англию, поступает в Королевский колледж, Кембридж, где изучает английскую, немецкую и французскую литературу, а каникулы проводит во Франции и Германии, совершенствуясь в знании языков. Первая публикация У. - сборник стихотворений, не имеющих точной датировки, но написанных до 1930 г. После получения степени бакалавра искусств Кембриджского университета в 1935 г. У. едет в Лондон, где живет на скромное содержание отца. В этом же году выходит книга стихов У. <Пахарь и другие поэмы> (). Он пишет также несколько пьес (так и оставшихся ненапечатанными), очерки для театральных журналов, новеллы. Его первый роман, <Счастливая долина> (), вышел в Лондоне в 1939 г. и в 1940 г. в Соединенных Штатах, в издательстве <Вайкинг-пресс>. В первые месяцы второй мировой войны У. выпускает свой второй роман, <Живые и мертвые> (, 1941), действие которого происходит в Лондоне в 10...30-е гг. Во время войны писатель служит в разведке британских ВВС на Ближнем Востоке и в Греции. После войны У. пишет две пьесы: <Возвращение в Абиссинию> () и <Фальшивые похороны> (). Первая пьеса, ныне забытая, непродолжительное время игралась в Лондоне, а вторая была поставлена только в 1961 г. в Аделаиде (Австралия). Третий роман писателя, <Тетушкина история> (, 1948), получил благожелательные отзывы в Соединенных Штатах и Англии, однако в Австралии прошел почти незамеченным. В центре романа, первого по-настоящему серьезного произведения писателя, находится Теодора Гудмен, которая погружена в свой внутренний мир и в конце концов сходит с ума. Австралийский критик Р. Бриссенден отмечал, что <Теодора Гудмен стала первой ясновидящей У. ... наделенной благословенной и в то же время проклятой способностью видеть сокровенное... обладающей интуицией, которая позволяет увидеть, что за миром обычным, несовершенным, таится иной мир - мир бесконечного порядка и красоты>. Устав от Лондона и испытывая потребность подыскать более надежный заработок, чем писательский труд, У. возвращается в 1946 г. в Австралию вместе со своим другом, греческим художником Манолисом Ласкарисом, где в течение последующих восемнадцати лет живет почти безвыездно в Касл-Хилл, в пригороде Сиднея, выращивая и продавая цветы, овощи, молоко и сливки. Провал романа <Тетушкина история> в Австралии, невозможность осуществить постановку <Фальшивых похорон>, лишения, которые преследовали писателя в первые годы в Касл-Хилл, поневоле вызывали у него мысль о том, <что больше он не напишет ни слова>. В 1951 г. У., однако, начинает роман <Древо человеческое> (), опубликованный в 1955 г. в США, а вскоре после этого и в Англии и принесший ему огромный успех. Р. Бриссенден писал: <Рецензенты назвали <Древо> великим романом, а У. - великим романистом>. Критики сравнивали У. с Томасом Гарди, Л. Толстым и Д.Г. Лоуренсом. <Древо человеческое> представляет собой длинную семейную сагу о мужчине и женщине, которые построили ферму в австралийской пустыне, растили детей, затем внуков, а в конце концов их земля была застроена городскими домами. В жизни этих простых людей, первопроходцев, У. ощущает значимость, величие человеческой жизни вообще. Прототипом романа <Фосс> (, 1957), также считающегося одной из лучших книг У., стал Людвиг Лейхарт, путешественник, пропавший без вести в 1848 г. при попытке пересечь Австралию с востока на запад. По мнению Бриссендена, <Фосс> - это попытка проникнуть в психологию путешественника, кроме того, это еще и многозначная аллегория, притча, в которой У. показывает, как в человеческом сердце происходит борьба между гордостью и смирением, верой в себя и верой в бога... автор пытается пробиться к духовному центру австралийского общества подобно тому, как его герой, Фосс, пробивается к географическому центру Австралийского континента>. В романе <Едущие в колеснице> (, 1961) показаны четыре неудачника, ставшие изгоями в благополучном обществе вымышленного пригорода одного из австралийских городов Сарсапарилла, который выведен также в первом сборнике избранных новелл У. <Обожженные> (, 1964). В сборник <Четыре пьесы> (), опубликованный в 1965 г., вошли <Сезон в Сарсапарилле> (), <Бодрая душа> (), <Ночь на Лысой горе> () и пьеса 1948 г. <Фальшивые похороны>, причем действие первых двух пьес также происходит в Сарсапарилле, а <Ночь на Лысой горе> - трогательная поэтическая драма, изображающая общество на грани краха. Сарсапарилла явилась также местом действия романа <Амулет> (, 1966) - истории братьев-близнецов Валдо и Артура, духовных антиподов. Холодный интеллектуал Валдо от всей души ненавидит своего брата, он так и не добивается успеха ни в литературе, ни в любви. Его брат Артур - <простая душа>, мечтатель и фантазер, <не от мира сего>, который в качестве амулета хранит четыре стеклянных шарика - символ тайны жизни и любви. На У., автора <Амулета>, произведения, насыщенного религиозными и психологическими мотивами, оказал известное влияние швейцарский психолог Карл Густав Юнг. В <Амулете>, согласно мнению <Тайме литерари сапплмент> (), <У. видит вечность подобно огромному кольцу бесконечного света>. В романе <Вивисектор> (, 1970) показано, как художник Хартл Даффилд добивается мистической силы, находящейся за пределами повседневной жизни. В романе <Око бури> (, 1973) героиня Элизабет Хантер находит смысл существования в смерти, как это уже было с ней раньше, во время тайфуна на побережье Куинсленда. <Смысл этой книги, - как отметил Роберт Филиппе в <Общественном благе> (), - очень прост. Мы все одиноки в хаосе жизни, и только мы сами можем помочь себе... Все остальные - хищники, которые скорее мешают, чем помогают жить>. У. получил Нобелевскую премию по литературе в 1973 г. <за эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк>. В речи члена Шведской академии Артура Лундквиста отмечалось, что, хотя У. <постоянно ставит под сомнение возможности мышления и искусства, и то и другое постоянно присутствует в его произведениях>. У., который живет замкнутой жизнью и всячески избегает рекламы, на церемонии награждения не был. Нобелевскую премию получил за него австралийский художник Сидни Нолан. В 1974 г. вышел сборник новелл У. <Попугайчики> (), a двумя годами позже - роман <Бахрома из листьев> (), в основу которого легла подлинная история Элайзы Фрейзер, которая в 1836 г. попала в кораблекрушение в районе Большого Барьерного рифа. По мнению английского критика Уильяма Уолша, в романе отражена <попытка заурядной, доброй, трогательной, но не очень талантливой женщины наверстать во что бы то ни стало упущенное, чего бы ей это ни стоило>. В <Истории австралийской литературы> () говорится, что в 70-е гг. У. вступил в <новую фазу... отмеченную иносказательным языком, размытостью и усложненностью картины мира>. Произведениями У. последних лет являются роман <Дело Твайборна> (, 1979), пьеса <Большие игрушки> (, 1977), написанная по мотивам его же новеллы <Ночной вор> (), а также пьесы <Блестящий водитель> (, 1982) и <Подлесок> (, 1983). В 1984 г. вышла автобиография У. <Трещины на стекле> (), а в 1986 г. - роман <О многом в одном> (), история жизни и любовных приключений Алекса Ксенофона Демиржяна Грея, написанная в форме фрагментов из дневника. Несмотря на то что сборники новелл писателя <Обожженные> и <Попугайчики> получили высокую оценку рецензентов, Джон Альфред Эвант писал, что <жанр новеллы никогда не был и не будет жанром У. >. Того же мнения придерживается и Джон Вейгел, который высоко отозвался о чувстве разговорного языка У. - драматурга, однако отметил, что <пьесы У., в отличие от его романов, не внесли в литературу ничего нового>. С точки зрения английского критика и литературоведа Джорджа Стайнера, <сочетание мельчайших подробностей с огромными временными пластами, нервной судороги с толстокожестью, европейской глубины с австралийским размахом - таковы постоянные мотивы У. >. <У., - пишет Стайнер, - является современным виртуозом гротеска, а виртуозность нередко ведет к нарочитости>. Вместе с тем почитатели У., как, например, Уильям Уолш, находят, что произведения писателя отличаются масштабностью и колоритностью, подкупают <величием духа, безграничной уверенностью в своих силах, мощной творческой энергией>.
|