-29.05.1958 Нобелевская премия по литературе, 1956 г. Испанский поэт Хуан Рамон Хименес Мантекон родился в Могере, маленьком городке в Андалусии, в семье банкира Виктора Хименеса и его жены Пурификасьон Мантекон-и-Лопес Парейо. В семье, кроме Хуана, было еще двое детей, а также дочь Виктора Хименеса от первого брака. Несмотря на слабое здоровье, мальчика в 1891 г. отправили в Кадис, в иезуитский колледж, после окончания которого Х. изучает право в Севильском университете. Однако Х. занимается не столько юриспруденцией, сколько рисованием, чтением и сочинением стихов, особенно увлекается французской и немецкой романтической поэзией, а также испанской поэзией в лицее Росалии де Кастро и Густаво Беккера. Его ранние стихи, напечатанные в мадридском обозрении <Новая жизнь> (), когда ему было 17 лет, привлекли внимание нескольких знаменитых испано-язычных поэтов того времени, в т. ч. никарагуанца Рубена Дарио, жившего в то время в Испании, и соотечественника Х. Франсиско Вильяспеса, которые посоветовали начинающему поэту переехать в Мадрид. Вняв их совету, Х. бросает нерегулярные занятия правом, переезжает в Мадрид и активно участвует в создании двух влиятельных модернистских журналов - <Гелиос> (, 1902) и <Возрождение> (, 1906). Самые ранние из поэтических сборников Х., <Души фиалок> () и <Водяные лилии> (). появились в 1900 г. Подражательные, сентиментальные, проникнутые подростковой меланхолией, эти стихи тем не менее свидетельствуют об определенной стилистической искушенности поэта, о чувственности и нежной лиричности его ранней поэзии. Образы природы, которыми насыщены ранние стихи Х., будут характерны для всей его поэзии. Внезапная смерть отца повергла поэта, только что вернувшегося в Могер, в состояние глубокой депрессии. Х. едет лечиться от неврастении в санаторий в Бордо, где вскоре поправляется, однако превращается в полуотшельника, одержимого мыслями о смерти. Эти мысли будут преследовать его всю жизнь. Находясь в санатории, Х. пишет мало, предпочитает читать, в основном французских символистов - Верлена, Рембо, Малларме. Вернувшись в 1902 г. в Мадрид, Х. пишет свои первые зрелые стихотворения, вошедшие в сборники <Рифмы> (, 1902), <Печальные напевы> (, 1903), <Дальние сады> (, 1904), <Пасторали> (, 1905) и отличающиеся характерными для модернистской поэзии fin-de-siecle настроениями безысходности. Но в этих стихах слышен оригинальный поэтический голос изящный, музыкальный, с налетом таинственности. С 1905 по 1911 г. Х. опять живет в Могере, где были написаны стихи, вошедшие в сборники <Чистые элегии> (, 1908), <Весенние баллады> (<Ваladas de primavera>, 1910) и <Гулкое одиночество> (, 1911). Своими причудливыми образами и сложными размерами (александрийский стих, например) эти стихи заставляют вспомнить стиль барокко. В 1912 г. Х. переезжает в Мадридскую студенческую резиденцию, центр гуманитарной культуры, где он знакомится с американкой Зенобией Кампруби. Вместе они переводят индийского поэта Рабиндраната Тагора. В это же время Х. выпускает сборник <Лабиринт> (, 1913) - стихи, посвященные семи его возлюбленным, а также широко известный цикл белых стихов <Платеро и я> (, 1914). В подтексте этой своего рода лирической повести, где рассказывается о поэте и его ослике, лежит, как писал в 1970 г. американский литературный критик Майкл Предмор, мысль о <смерти и возрождении как процессе вечных превращений>. В 1915 г. выходит <Лето> (), книга романтических любовных стихов, посвященных Зенобии Кампруби. В следующем году Х. приехал к ней в Нью-Йорк, и они поженились. Путешествие по океану стало важной вехой в творчестве Х. В его следующем сборнике <Дневник поэта-молодожена> (, 1917) нашло свое отражение это путешествие, примечателен <Дневник> и использованием свободного стиха - впервые в испанской поэзии. И хотя любовная тема играет существенную роль в этой книге, она вся пронизана темой моря, чья постоянная изменчивость и безостановочное движение символизируют нетерпимость Х. к устоявшимся поэтическим структурам, но в то же время море будит у поэта тоску по постоянству. На протяжении последующих 20 лет Х. работал критиком и редактором в испанских литературных журналах, а в своем творчестве пытается выразить то, что он называл <жадностью вечности>. В книге <Вечность> ( 1918) он отрекается от своих прошлых стихов и стремится к la poesia desnuda - к <обнаженной>, <чистой> поэзии. Стихи сборника <Вечность> строги и эпиграмматичны, чужды изысканности, красочности, которые были характерны для раннего творчества поэта. В последующих поэтических сборниках - <Камень и небо> (. 1919) и <Красота> (, 1923) - Х. размышляет о связи между красотой и смертью, творчеством и спасением души. В эстетико-этическом трактате тех лет поэт заявляет, что существует связь между нравственностью и красотой. С 1923 по 1936 г. Х. работает над антологией <Круглый год песен нового света> (), изданной только в 1946 г. и пронизанной острым чувством царящей в природе гармонии. <Название антологии символично, - писал в 1976 г. в своей книге <Современная испанская поэзия (1898...1963)> американский литературовед К. Кобб. - <Круглый год> - это стремление поэта связать воедино все сезоны, все начала и концы, рождение и смерть. Начавшаяся в 1936 г. гражданская война в Испании нарушила творческие планы поэта. Республиканское правительство направляет его почетным атташе по культуре в Соединенные Штаты, и, хотя поэт ехал туда по своей воле, свою разлуку с Испанией он воспринимал как добровольную ссылку. В эти годы Х. - впервые в жизни - выступает с лекциями в университетах Кубы, Пуэрто-Рико и США. Когда же в 1939 г. Франко становится полновластным правителем Испании, Х. с женой решают остаться за границей. И хотя в эти годы Х. пишет немного, он продолжает напряженные поиски поэтической истины, достигая почти религиозной силы в своем духовном завещании <Зверь из глубины души> (, 1949), поэтическом сборнике, навеянном еще одним морским путешествием, на этот раз в Аргентину. В 1964 г. американский исследователь Говард Янг назвал эту книгу <духовной автобиографией Х., синтезом его поэтических идеалов>. В 1951 г. Х. с женой переезжают в Пуэрто-Рико, где поэт занимается преподавательской деятельностью, а также работает над поэтическим циклом <Бог желанный и желающий> (), предполагаемым продолжением <Зверя из глубины души>. Сборник этот не был закончен, но фрагменты из него поэт включил в <Третью поэтическую антологию> (, 1957). В 1956 г., в год смерти жены, Х. получил Нобелевскую премию по литературе <за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии>. В речи на церемонии вручения премии член Шведской академии Яльмар Гульберг заявил: <Воздавая должное Хуану Рамону Х., Шведская академия тем самым воздает должное целой эпохе великой испанской литературы>. В коротком ответном письме Х., зачитанном в Стокгольме ректором Пуэрториканского университета, говорилось: <Нобелевская премия по праву принадлежит моей жене Зенобин. Если бы не ее помощь, не ее вдохновляющее участие, я не смог бы трудиться на протяжении сорока лет. Теперь без нее я одинок и беспомощен>. Х. так и не смог оправиться от смерти жены и через два года умер в Пуэрто-Рико в возрасте 76 лет. Репутация Х., поэта, свято преданного своему искусству, продолжает оставаться высокой. <Х. занимает в испанской литературе совершенно уникальное место из-за стремления к обнаженности, универсальности и бесконечности поэзии>, - писал К. Кобб, который считает, что в этом отношении Х. можно сравнить только с Йитсом и Рильке. Как и они, замечает Говард Янг, Х. исповедует <религию, в которой поэзия - единственный обряд, а творчество - единственная форма поклонения>.
|