окулус | блоги | виталий веташ | статьи | семира браки богов

СЕМИРА "Браки богов"

Фрагмент брошюры СЕМИРЫ -- "Браки богов"

(Эта работа до сих нигде не опубликована, поэтому при использовании - обязательно ссылаться на автора и ее сайт (Астролингва), где эта статья размещена изначально)

ТИПОЛОГИЯ БРАКОВ

1. ПРАРОДИТЕЛИ (Нептун-Сатурн). Древнейший архетип брака — это пара прародителей, предстающая в образе богов океана, откуда возникла жизнь. Это море-мать Тиамат и её муж Апсу, хранящий в глубинах вод таблицы судеб; или Посейдон как супруг земли. Дошедшая до нас из самых глубин подсознания, эта пара не выдержана во всех мифологиях: здесь женский, рождающий и хранящий архетип, настолько доминирует над мужским, что мужское и женское начало нерасчленимы. Прародительница обычно предстает как мать, сама себя рождающая, а в более поздних мифах мы находим и самого себя осеменяющего творца. В таком отношении можно увидеть отголосок матриархата: тем более, что большинство дальнейших пар построено по патриархальному принципу.

В жизни это прежде всего типичный образ многодетной семьи. Часто муж и жена в ней — подвижники милосердия: христианского или иного, которые склонны брать на воспитание сирот и заботиться о бездомных. Роли мужчины и женщины чётко не разделены: семья развивается по стихийной воле законов природы. Другим этот дом нередко напоминает хаос, пугая своей непредсказуемой стихийностью: поскольку в нём многое допускается — и всё же как-то всё встаёт на свои места. Таковы большие семьи южных народов, где с первого взгляда сложно даже вычленить структуру родственных отношений. Супруги предстают как корни множества побегов единого древа. Если паре, связанной таким изначальным, иррациональным единством, бог по странной прихоти не дал детей, их заменяют воспитанники, ученики или родственники — к которым в любом случае непременно хорошее отношение.

Социально значима эта пара может быть на религиозном или подобном попроще: это пара единоверцев, экстрасенсов, колдунов и т.д. Для других в ней может быть что-то таинственное и опять же пугающее — при том, что обычно эти люди достаточно доступны. Они растворяются в жизни и, как правило, не отгорожены от неё стеной высокомерия: если, конечно, им не мешает общаться с людьми регламентация своей духовной ниши. Они стараются сформировать мир на основе того глубинного представления, с которым спорит внешний социальный формализм. Это также семьи, которые надолго или насовсем уезжают жить из города в деревню, на природу (принимать водные роды или работать в заповеднике). Социальная забота для них — казенна, и, воспитывая детей или обращаясь к магии, они хотят восстановить изначальный, природный способ существования.

Эту семью отличает стремление к раю дорационального счастья. И она достигают его, если не пренебрегает материальной стороной жизни и потребности их тела и души остаются удовлетворены. Даже когда это духовный союз — духовность его природна, и любые ограничения ему вредят. Если таким людям не хватает естественной укореннености, может возникать сильная тенденция судить о мире из глубины своего видения: и этот взгляд редко бывает объективен. Несомненной и непреходящей ценностью мыслится любовь — но она присутствует в этом браке в большей степени как растворенная в атмосфере материнская любовь милосердия, чем как конкретное чувство к конкретному человеку.

2. НЕБО и ЗЕМЛЯ (Уран-Сатурн: греческие Уран и Гея, шумерские Ан и Ки, египетские Нут и Геб). Это первая характерная пара богов, встречающаяся на всех концах земного шара, и наиболее первичное противопоставление мужского и женского начал, явное для древнего мира — быть может, даже более, чем для нас. Так, при заключении браков в Вавилоне супруг говорил: "Я — Небо (Ан), ты — Земля (Ки)", отождествляя свою семью с союзом богов. Божественная роль мужского (небесного) начала в таком браке — быть творцом и поставщиком энергии творения. Женское (земное) начало фиксирует результат и несет ответственность за сотворенное: так Гея рождает детей Урана.

В нашей жизни это высокий образ творческого союза — где мужчина, как правило, является первооткрывателем, изобретателем, а женщина — разработчиком идей (редко наоборот). Это пара исследователей в науке (Пьер и Мария Кюри), поэтов (Николай Гумилев и Анна Ахматова), писателей, художников и т.д. В этом союзе обычно женщина стремится к тому, чтобы свободное творчество имело преломление в жизни (хотя бы приносило заработок). В нашей водолейской стране, где мужчина часто витает в облаках своих идей, это довольно характерные отношения (можно вспомнить образ советского ученого, жена которого полностью берет на себя материальную сторону жизни). Это про таких супругов сказано: "Жена хороша скупая, муж — щедрый." Проблемы обычно возникают лишь тогда, когда Гея устает материализовать беспрерывное творчество Урана (поскольку спонтанный уранический поток вдохновения в принципе неиссякаем: и если пара ставит перед собой творческую цель, это всерьёз и надолго).

Надо учесть, что в этом браке полярности мужского и женского начал максимально разнесены: как небо и земля, они не могут долго оставаться слитыми воедино. И между собой это прежде всего отношения друзей, которых несет по жизни холодный вихрь идеи (Уран и Сатурн — планеты зимних знаков). Их объединяет безграничный простор перспективы, который предполагает дистанцию и равенство; надежда светит, но не греет. Единство любви здесь достигается в полной мере лишь в акте творения — и сама любовь предстает творческим актом. Даже любовь сексуальная здесь должна возвыситься до тантрической. Лишаясь идеализма, она надолго улетучивается и в целом возникает лишь проблесками (хотя на браке это обычно никак не сказывается, поскольку стоящие перед ним цели выше низменных чувств: духовность выше душевности).

Это сотрудничество, которое служит глобальным идеям и отвергает мелкие задачи. Из феерии утопических проектов Урана Сатурн выбирает главное направление полёта мысли и отсекает всё лишнее, чтобы довести идею до фундаментального результата. Для этого аскетического союза характерна отгороженность от бытовых взаимодействий (на уровне дружбы семьями), поскольку он стремится освободиться от рутинного ради достижения более значимого. Это может давать оторванность от среднего жизненного класса и недемократизм — что рождает проблему взаимоотношений пары с окружающими и нехватку необходимых контактов.

У детей в таком браке есть опасность недополучить чувств и энергии, необходимой для нормального развития: как говорится, "на детях гениев природа отдыхает". Можно смягчить: "на детях творческих людей природа ставит эксперименты". Как люди нестандартные, они нелегко вписываются в жизнь, получая от семьи достаточно узкое наследство. Правда, это может быть одна жемчужина вместо горы того бытового хлама, который в изобилии предоставлен остальным. И ниша их таланта зачастую заранее предопределена профессиональным уровнем их родителей.

3. БОГ земледелия и БОГИНЯ урожая (Сатурн-Церера). Такую пару составляют римский сеятель-Сатурн и его жена Опа. Основное содержание этого брака составляет обеспечение жизни. Он держится на хозяйственной деятельности, которая приносит ощутимые результаты. Архетипическая проблема выживания, которую в мифологии решают боги земледелия, в этом союзе ставится во главу угла — и с годами решается всё лучше и лучше, создавая надежную материальную базу для супругов и детей — как говорится, на старость. Поскольку ресурсы не тратятся зря, это брак долгожителей.

Здесь возможна включенность супругов в общий производвенный процесс. Если предыдущая пара сама ставит себе задачи, эта прочно обосновывается в уже организованной структуре: её цель — нахождение своего места в жизни и цепкая работа в этой нише. За счет этого у неё лучше контакт с миром. Где возникает практическая необходимость, сами собой складываются нужные отношения, которые завязываются надолго: ибо всегда есть, чем их подкрепить.

Это самый прагматический союз, основанный на взаимодействии двух женских архетипов: которому порой не хватает полёта, чтобы взлететь над бытом. Здесь от Сатурна требуется приносить доход, от Цереры — благоразумно распоряжаться средствами: организуя не только быт, но и отдых. Хорошо, если эта деловая пара имеет разрядку вакханалий — которые по всему древнему миру были связаны с земледельческими богами по окончании работ. Периоды труда должны чередоваться с праздниками любви, давая выход чувствам. Закрепощение эмоций — основная проблема этого брака. Ни финансы, ни забота о здоровье её не решат — хотя здоровый образ жизни характерен для этой пары. Заглянуть вглубь души может помочь психология или эзотерика: этот союз рационально относится к вопросам досуга и склонен серьёзно прорабатывать все темы, к которым подходит — в том числе проблему чувств и любви.

4. ЦАРЬ богов и его СУПРУГА (Юпитер-Юнона). Это образ семьи как ячейки общества. В гороскопе совместимости сочетание планеты Юпитер и астероида Юноны символизирует образ идеального брака. Это самый типичный брак — и нередко это пара, известная в своем кругу и значимая для окружения. В ней муж занимает хорошую нишу в структуре общества и выражает актуальные на данный момент идеи, а жена поддерживает принятую регламентацию отношений. Этот союз исполняет социальную задачу, и такой образ поневоле являют государственные деятели (Горбачев и его супруга, мэр и его жена и т.д.). Женщина здесь — вторая половинка мужчины: она живёт желаниями мужа, как его зеркальное отражение (так индийского громовержца Индру формально дополняет его супруга Индрани: даже её имя образовано от имени мужа). Эти супруги ведут себя так, как должно с точки зрения общественной морали (так Юнона завоевывает сердце царя богов, жалея промокшую птицу — в которую тот превратился, чтобы испытать близость с ней).

Негатив может возникнуть из-за формализма или жесткой регламентированности отношений. В этом союзе женщина вынужденно подстраивается под патриархальный уклад, так как нынешняя социальная иерархия носит чисто мужской характер. Общественное мировоззрение во многом отрицает слабость и всеприятие женского начала, его тонкость и изначальную природную магию. В результате мужская социальная тенденция сражаться за свои права выливается в грубость женщин и женскую эмансипацию: напоминая образ требовательной и ревнивой Геры, расправляющейся с любовницами Зевса (характерен скандал с любовницей президента Клинтона). Или, идеал такого брака может видится в образе домостроя: узаконенного тиранства мужчины — от которого ему не легче. Как говорят китайцы, "государством управлять легко, семьей трудно". Юпитер — муж того масштаба, которому не до семейных мелочей: он их просто не видит с высоты своего положения.

Домострой, как и эмансипация: уподобление женщин мужчинам — перегиб в сторону мужского начала и подавление женского. Это ведёт к ситуации взаимного насилия. Как избежать этого в мужском мире? В античности у женщин неслучайно существовали обряды, куда не допускались мужчины. И очевидно, супруги в таком союзе должны разграничить сферы влияния. В традиционном варианте (такую семью мы видим, например, в Средней Азии) мужчина занимается широкими внешними отношениями, а жена — внутрисемейными, частными вопросами. Её роль описывает пословица: "Мир в семье женой держится". Когда каждый отвечает за свою часть жизни, гармония семейная мягко переходит в социальную: отчего и создается образ идеального брака, поскольку обе сферы вполне реализованы.

Жене здесь не стоит полностью посвящать себя делам мужа (образ чеховской "Душечки"): это хорошо постольку, поскольку она способна отнестись к ним творчески и предложить что-то своё (как в отношении Небо-Земля). Муж должен с самого начала не гасить женственность супруги: когда скромная Юнона превратится в стервозную Геру, будет уже поздно. Ему следует быть внимательным к женской магии чувств, и оставлять для неё нишу, не подгоняя под мужской здравый смысл те тонкие ощущения, в которых он не силён (не мешать хозяйственному творчеству жены или её беседам с подругами, уважать её взгляд на воспитание детей и т.д.). Тогда бытовое волшебство женщины — в нормальном варианте невидимо присутствующее во всем, что бы она не делала, принесет в союз ту мягкую гармонию, которая позволит считать этот брак идеальным не только окружающим, но и самим супругам.

5. ВЛЫДЫКА недр — умирающая и воскресающая БОГИНЯ растительности (Плутон-Прозерпина). В этом союзе супруг играет роль трансформатора существующей действительности, выступая против установленного порядка. Супруга жертвует собой ради мужа и его задачи (так Персефона нисходит к Аиду в подземный мир, Парвати сжигает себя ради Шивы). Яркий образ — жены декабристов, а в советское время — супруга, следующая за мужем на целину, по распределению и т.д. Но также это жена преступника или человека, отвергающего нормальную жизнь и отвергаемого обществом: который, однако, может выступать катализатором полезных перемен. В целом такая направленность союза нередко вызывает неудовольствие родственников, которые препятствуют ему: недаром Плутон похищает свою супругу вопреки воле её матери.

Здесь женское начало служит для мужского источником энергии (как Шакти для Шивы). Богиня растительности нисходит в подземное царство, чтобы добыть из-под земли новые ресурсы — и вынести их на поверхность. Её роль — задействовать их в жизни, наладить новый жизненный процесс в тесной связи с прежним, ничего не разрушив: и из грязи прошлого вырастить цветок будущего. Посвящая себя этой своей задаче, она может на время "умереть" и для супруга, скрывшись от явного ради тайного. Литературная трагедия этого архетипа — "Ромео и Джульетта": где герой погибает, считая возлюбленную мёртвой в то время, как она жива. Она обманывает ради него весь внешний мир — но он не должен обмануться: ведь их истинная связь чисто внутренняя, по сравнению с которой всё внешнее — лишь иллюзия и никакой роли не играет. Эта пара в любой ситуации должна верить сердцу, а не глазам — не поддаваясь на провокации и ловушки, которые в изобилии готовит ей мир: тот мир, с которым она несогласна.

Посвящая себя трансформации, эта пара ведёт способ существования, неприемлемый для других, что может вести и к её временной изоляции. Но в идеале то, против чего борются супруги, оказывается побеждено силой их любви — страстной и нежной. И изменение, за которое они ратуют, становится возможным. Конечно, здесь идеалы супруга, вынуждающего спутницу жизни идти на столкновение с окружающими условиями, враждебными его устремлениям, должны быть достойны её жертвенности. Иначе эти отношения в быту как нельзя лучше отражает поговорка: "Муж как чемодан: тяжело нести и жалко бросить". В этом союзе для женщины характерно желание спасти любимого. Для мужчины та же тенденция в наше время нередко выливается в стремление духовно (интеллектуально, эмоционально) воспитать возлюбленную.

Наиболее недопустимо в этом браке прямое психологическое давление друг на друга. Оно всегда граничит со страстной любовью — но при таких отношениях, предполагающих самое тесное взаимодействие, становится невыносимым. Навязчивость и гнёт может разрушить этот брак, против которого и без того ополчается окружающий мир. Сила страстей и плотность контакта этой пары таковы, что ей никто не поможет, кроме самих супругов. Им следует полагаться только на себя — и уважать друг друга.

6. Божественный КУЗНЕЦ и БОГИНЯ красоты (античные Гефест и Афродита — Вулкан и Венера: в гороскопе этой мифологической паре соответствуют сочетания планет Хирон-Венера и Солнце-Венера). В этом союзе мужчина выступает культурным созидателем (образ интеллигента), женщина украшает его жизнь природной свежестью чувств. Она очаровывает его непредсказуемой силой и мощью естества — которого лишен хромой Кузнец. Её привлекает его культурность и социальная рафинированность (например, опереточная пара: князь-меценат, влюбленный в актрису). Стремление мужчины — творить красоту и быть в ней. Женщина служит ему источником жизненного вдохновения. Она может быть его музой и являть недостижимый, неземной идеал. Таково отношение средневекового рыцаря к прекрасной даме, или более современное понимание любви как главной ценности жизни.

Здесь мужское противопоставлено женскому как культурное — природному. Эта опппозиция ставит ребром вопрос столкновения естественных чувств и брака (как искусственной социальной модели, в истории возникшей прежде любви и ещё её не предполагающей). Такой паре требуется взаимная стимуляция любви и широта культурной сферы, дающая приток чувств (супруг рисует, жена тянет его на концерт). Поскольку это эмоционально восприимчивые люди, их легко уводят в сторону соблазны: его — более тонкие вибрации, её — свежие чувства. Это очень неустойчивый брак: неслучайно в мифологии Афродита изменяет Гефесту; жена индийского законодателя Митры и невеста финского кузнеца Ильмаринена покидают культурного творца ради более близкого к природе соперника. Так чувство стремится выйти за рамки принятых в обществе моделей, и этот тип отношений характеризует итальянская пословица: "Нет брака, где бы не был замешан чёрт".

Однако в мифологии Кузнец и сам имеет связь с нижним миром. Ему дана власть повелевать стихии — и он использует природную струю чувств (ускользание женского начала своей Анимы, если по Юнгу) ради создания более высоких образцов поведения и шедевров красоты, пусть даже творимые им образы поначалу будут утопиями. Магия кузнечного — и архетипически близкого к нему гончарного — ремесла в том, что из частей можно сковать целое, а разбитое заново склеить. Можно создать любимого таким, каким хочешь его видеть: как Ильмаринен сковал себе деву из золота, а Пигмалион сделал из мрамора Галатею. Правда, потом требуется ещё его оживить: но некоторое время можно жить и сказкой.

Задача такого союза — созидание культурных отношений и воплощение таких моделей красоты, где изысканность не отрицала бы естества. И это — самый частый сюжет современного кинематографа про любовь (можно вспомнить полные флирта комедии "С легким паром" или "Служебный роман"). Этой паре в любой ситуации следует опираться на красоту отношений: которая, архетипически — отражение гармонии Космоса. Гармония между людьми формирует настрой на нужные ритмы жизни, приближая исполнение желанного. Потому китайцы говорят: "В дружную семью счастье приходит само". Этому союзу сопутствует удача и покровительство. Общество опекает его, и он имеет несомненную выгоду от взаимодействия с социумом.

7. СОЛНЦЕ и ЛУНА. Эта древняя пара богов выражает идею дополнения мужского и женского начал: инь и ян, образующих полноту бытия. В древнейшем варианте этой пары Месяц обозначает мужской принцип изменчивости, Солнце — женский принцип постоянства. Позднее это гармония внешнего, явного (солнечного мужского) и внутреннего, скрытого (лунного женского) мира.

Архетипически светила символизируют самостоятельные, самоценные объекты, и их союз выражает идею единства прежде независимых начал. Эту идею создания некоей новой, более высокой, целостности из двух самостоятельных компонентов выражал в средневековье образ алхимической свадьбы. Её символизирует церковный брак. Смысл этого брака — в обретении гармонии и полноты совместного существования, аналогичной мировой гармонии и полноте. Это единение и внешней, и внутренней жизни в лоне цивилизации или под прикрытием божественного покрова. Цель этого союза — то третье, что формируется в результате единства двоих: дом, собственная семейная атмосфера, ребенок.

Героический солнечный архетип здесь устремляет добиваться более высокого уровня существования: в материальном и в духовном плане, для себя и для детей. Эта пара выглядит достойно: дом — полная чаша. Союз такого типа обычно скрепляет как сила чувств, так и количество денег. Его тенденция — жить на широкую ногу. Здесь даже уместен образ шаха и его гарема (или Аполлона, окруженного музами). В нашем быту это наиболее "нормальный" брак и идеал брака "новых русских". Всё лучшее отдается детям, которые являются гордостью и лицом семьи. Поставить их на ноги (дать образование, послать за границу) — важнейшая задача семьи. Эта пестующая ситуация — хорошая почва для становления личности. Тут дети материально не пострадают даже при разводе — который, к несчастью, для такой пары вполне типичен.

Негатив, который возникает в этом союзе,— чрезмерная самодостаточность семьи. Это архетип, противоположный паре Уран-Сатурн: он не ставит себе слишком экстремальных и возвышенных задач, что его ограничивает. Если замыкание на своих ценностях заходит далеко, семейная гармония перестает соответствовать мировой — и тогда супругов подстерегают перемены (или одного из них, поскольку они действуют в этом браке сами по себе). Это хорошо иллюстрируют мифы о затмениях Солнца и Луны: так демон Раху, голова и хвост которого символизируют ось затмений, периодически глотает светила, попавшиеся ему на пути. Нехватка лунного принципа изменчивости в этом союзе непременно даёт о себе знать, разрушая застывшую целостность неприятными жизненными событиями.

Тут уместно вспомнить и славянский миф об измене Месяца Солнцу с Утренней звездой, за что громовержец разрубает его на две половинки. Здесь речь не идет о любовном флирте, характерном для предыдущей пары,— но это вполне может быть внезапная страсть, переворачивающая мир с ног на голову — и удаляющаяся, как только исполнила свою миссию: разбить ложную защитную скорлупу, чтобы перевести отношения на должный уровень соответствия миру и истинным идеалам супругов.

Фатальность таких происшествий компенсирует психологическое (духовное) понимание происходящего. Здесь остро встает проблема того, чтобы внутренние тенденции осознавались и внешнее благополучие не шло им в ущерб. Незаметное богатство внутреннего, лунного мира столь же значимо, как и видимый блеск жизни Солнца. Нельзя идти на поводу у материи, не замечая второго плана реальности: канвы стремлений своей души. Она удовлетворяет духовные потребности порой странными путями: и опрокинет золотую карету, если её владелец упорно не даёт ей погулять босиком в тёмном лесу тех сфер, куда её необъяснимо влечёт. Ибо интуитивные стремления души всегда чисты — а жизнь лишь откликается на её призывы: подстраивая ситуацию так, чтобы она имела шанс стремится, к чему хочет, и порой разрушая дотла физическое благополучие, чтобы высвободить дух.

8. ГРОМОВЕРЖЕЦ и ЗВЕЗДА-заря — царь и царица мира (Венера-Юпитер). Это образ сопоставления двух самых ярких явлений природы: грозы — и зари. В древних мифах эти стихийные силы сталкиваются друг с другом: так индийский громовик Индра разбивает колесницу Зари-Ушас. В более новых — заключают брак, как армянский бог грозы Вахагн и звездочка Астхик. Этот архетип описывает взаимодействие сильнейшего мужского и сильнейшего женского образа мифологии, предстающих правителями мира: царем и царицей богов. Они воплощают силы любви и власти: которые через борьбу вступают в активное содружество (в отличие от статичной гармонии Солнца и Луны). Так Макошь сражается с Перуном, прежде чем стать его женой.

Это может быть союз двух людей, уже оцененных миром: где муж имеет авторитет, а женщина сильна в сфере чувства (например, брак крупного предпринимателя и эстрадной звезды). Они оба имеют багаж до брака: отчего и возникает их столкновение (с которого отношения могут начаться — как в фильме "Девчата" или песне об одесской рыбачке Соне, заявляющей Косте-моряку: "Все вас знают, а я так вижу в первый раз"). Поскольку они оба — личности, это яркий союз, с хорошей долей экспансии. Они не хотят останавливаться на достигнутом: иначе бы не искали партнеров, превосходящих их по силе.

В отличие от идеального брака царя богов и его традиционной супруги, главный акцент здесь ставится на доказательстве силы женского, природного начала любви. Архетипический образ Звезды-зари — Кармен или героиня пушкинских "Цыган". Несмотря на откровенную борьбу мужского и женского начал — а может, благодаря ей, обычно это счастливый и прочный союз, основанный на природной силе чувства. Но он обязательно предполагает развитие любви — чтобы приевшееся благоденствие не привело к её утрате, по португальской пословице: "любовь как луна: если не прибывает, то убывает"— как это вышло у упомянутых литературных героинь. И это вызвало страшный гнев мужских персонажей: сразу уподобившихся ужасному богу грозы, громом и молнией доказующему свою власть. Громовержец рассматривает объект своего чувства как часть мира, которым он призван овладеть и распоряжаться: это существенный аспект данного отношения — откуда и ревность.

Столь частый в литературе образ убийства любимой женщины (уместно вспомнить также Отелло и Дездемону) типичен с точки зрения психологии бессознательного. Он не сводится к ревности и мужской агрессии. Грозный муж в роли громовержца диктует спутнице волю быть звездой его любви: которая архетипически обязана быть вечной — и за это отвечает жена. Стереотип таков, что действия женщины должны быть эмоционально убедительны в глазах мужчины. Сила чувства должна не уступать силе власти или идейным принципам морали (за которые тоже отвечает архетип Юпитера, и конфликт с общественной моралью, приводящий к гибели любви — и вместе с ней её носительницы, мы находим в "Анне Карениной"). Любовь не должна быть слаба. Иначе мужская энергия сильнейшего из богов, недаром дарующая ему исключительную власть над миром, в своем ярчайшем проявлении испепелит её: как молнии Зевса убили Семелу, попросившую бога грозы предстать в его истинном облике. Правда, она успела родить Диониса — бога экстаза и мистерий вечного возрождения жизни и любви.

Такой брак воплощает счастье, но не данное свыше, а заслуженное и созидаемое своими руками, которое люди наиболее ценят и могут продемонстрировать другим, подав им пример. К этому отношению может выйти и пара Юпитер-Юнона, если женщина займет активную позицию в любви (а не в делах), и ярко проявит достоинства, которых нет у её мужа — и которые приобретут объективную ценность не только в кругу её семьи. Этот брак ярко описывают сказки, где героиня завоевывает право стать супругой царя (или принца: будущего царя) своим умом и другими качествами — нередко непосредственно не связанными с любовью, и тем не менее будящими в партнере ответное чувство тогда, когда он видит её превосходство. Он сознательно стремится овладеть тем её достоянием, которого у него нет. Про такой брак говорят: "Жена — мужу корона".

Развиваясь, любовь завоевывает мир. И тот, кто любит, укрепляет любимого в его позициях. Их любовь становится становится самоценной, и естественность чувств легко побеждает консерватизм прежнего мироустройства. Характерно, что вразрез с прежними традициями шла страсть солдата Хосе и пушкинского дворянина к цыганке; нестандартный брак мавра Отелло с белокурой Дездемоной, недаром вызывавший зависть окружающих; и счастье Анны Карениной, не посчитавшееся с условностями света. Этот союз предлагает новые представления о любви — и новые мифы о счастье. Цель его борьбы — перемена общественного мировоззрения, к которой жизнь уже готова. Любовь этой пары вносит в жизнь и повседневный здравый смысл свежую струю чувства. Рождая отклик в мире, чувство дарит от избытка — и окружающая ситуация посылает ей изобилие и процветание.

В истории мифологии развитие любви вершит преображением независимой и страстной воинственной красавицы (германской Фрейи или египетской Изиды), в верную супругу и нежную мать.— Понятно, что детей такой паре лучше заводить позже, когда её архетипический конфликт будет решён наверняка. Хотя и забота о детях — та сфера, где женщина может доказывать превосходство любви над силой. Тогда она воспитает их борцами и передаст свою страстность.

9. Божественные БЛИЗНЕЦЫ или культурные герои (Меркурий-Церера: китайские Фу-си и Нюй-ва, шумерские Набу и Нисаба). Мифологический архетип божественных близнецов основывает мир на пустом месте, как первые люди Фу-си и Нюй-ва, или Адам и Ева, которые селятся там, где прежде не было жизни. Они сами, на свой страх и риск, налаживают быт, нарушая запреты прежнего бытия, чтобы расчистить место новому, более уместному в данный момент, своевременному и современному образу жизни. Это определяет новаторскую роль этого союза: он творит свой мир.

Его задача — постоянный поиск и гибкое функционирование в потоке жизни, осуществляющее связь разных сфер. Для пары такого типа важной будет языковая коммуникация и диалог, динамичность совместной жизни и общие дела. Мужчина здесь исполняет роль экспериментатора и постановщика нетривиальных задач, женщина служит его помощницей в повседневной практике и динамике общественных взаимодействий (хотя в современном мире уже может быть и наоборот). Так писцовому искусству Набу обучается богиня земледелия Нисаба, что помогает ей заведовать хозяйством.

Это типичная пара из американского боевика, где союз рождает совместный интерес и действие в связаных отношениях (детектив и журналистка, ведущие параллельное расследование). Их защищает их цивилизованность и ум, и выручает смекалка. Для этой пары характерна минимальная грань между семьей и работой, смешение делового и увеселительного времяпровождения. В быту — это, скажем, пара челноков или коммерческий директор и его заметительница в мелкой фирме. Характерный брак такого типа — студенческая пара, неукорененная, переезжающая с квартиры на квартиру и открытая для перемен.

Это брак на интересе, которому требуется обновление, увлечения, хобби. Здесь Меркурий ищет информацию, а Церера помогает, чтобы интерес был не бестолковый, а носил практический смысл. Супруги часто меняются ролями: как близнецы, узнавая себя в другом. Они функционально заменяемы. Их увлечения и дела могут быть и разными, но погружения в глубину себя эта пара не терпит. Негатив этого союза — в уходе от корней (разрыв с родителями или высокими традициями человеческих отношений, наработанными веками). Это даёт легкость и поверхностность взаимодействия — и может вести к слишком легкой смене партнеров. Эту пару нередко отличает отсутствие авторитетов и достаточно критичное отношение к миру. Столь деловым и беспокойным людям опасно надолго оставаться в кругу своей семьи. Если они будут направлять свою неугомонную ментальную энергию друг на друга, их дом превратится в мастерскую по преобразованию отношений. Как говорят белорусы: "Две пилы в хате: одной сам пилю, другая меня пилит". Язык и интеллект может сыграть не на руку этой паре: и ей лучше избегать ссор.

Связь такого типа наиболее хороша для молодоженов. С годами супругам становится непросто поддерживать тонус: и в наших условиях тяжелее, чем на деловом Западе, где и на пенсии люди много путешествуют, посещают клубы по интересам и т.д. В нашей ситуации, когда с возрастом уменьшается энергия и возможности для действия, может возникать информационный голод и кризис неудовлетворенности. Обычно с возрастом происходит перенос своих устремлений на детей: таким супругам не лень бегать с ними по кружкам или ходить в семейные группы здоровья. Они много общаются, расширяя свою семью до семейного клуба и школы, и сам их дом напоминает проходной двор или ДК: постоянно звонит телефон, и вечно кого-то нет дома. Детям в такой семье неплохо, особенно мальчикам (для девочек маловато стабильности).

10. ВОИТЕЛЬ и БОГИНЯ любви (Марс-Венера: Арес и Афродита). Это образ любовников, сохраняющих молодость до гроба. Здесь мужское и женское начало выступают самоценными: супруги уважают друг в друге мужчину и женщину. Чувство и желание составляет основное содержание этого союза. На ум приходит профанический образ из современной песни: "Я девочка по имени "Хочу", нужен мальчик мне по имени "Могу".

Образ юности здесь неслучаен: марсианский архетип воли — это самый поздний архетип, которые всё ещё находится в стадии становления. Поэтому в мифологии мы находим такие образы, как Кибела и Аттис, где мужское, организующее начало воли выглядит слабым перед природной силой любви и желания. На средневековой картине Арес изображается в цепях, надетых на него Афродитой. Любовь значит всё и может погубить мужское волевое начало, как Кибела Аттиса — или как чувство губит стендалевских героев "Красного и чёрного". Но она всё может и несет в себе рождающее начало вечной жизни: так Астарта воскрешает Эшмуна. Здесь в силу вступает итальянская поговорка: "хорошая жена делает хорошим мужа".

Во взаимодействии этих архетипов акцент ставится на развитии мужской воли к движению вперед: таков внутренний смысл этого союза. Марс призывает новое и гибнет, отдавая всего себя новому импульсу жизни. Жизнь развивается и расцветает: разрушительность мужского начала питает созидательность женского. И в негативе это может быть мужчина, вкалывающий ради женщины до изнеможения. Но в позитиве этот союз отличает сохранение верности идеалам юности: ведь он может постоянно поддерживать свою страсть, всякий раз рождая её заново. Правда, внешне это часто провоцирует конфликты, по пословице: "бьёт, значит, любит". Любовь может чередоваться с ненавистью. Для такой пары характерна ревность до седых волос, и даже развод — за которым как правило следует повторный брак. Как говорится, "милые дерутся — только тешатся". В отличие от ужасной борьбы громовержца с богиней любви, столкновения здесь вполне безопасны (и именно потому, что здесь изначально сильнее женское, созидающее начало, а там — мужское, разрушительное. Даже стендалевский герой хоть и хотел убить свою возлюбленную, но не вышло — волею случая, который подчеркивает архетипичность сюжета).

В этом союзе эмоциональная жизнь бьёт через край: муж и жена могут начать выяснять свои отношения в компании, откровенно стимулируя романтизм и сексуальность друг друга — как и своего окружения. У окружающих это обычно вызывает позитивную реакцию: покровительственной улыбки старших над младшими — которые, однако, ещё способны на что-то, что уже не по плечу другим, более степенным парам. В распределении ролей по принципу: лидер, герой, шут — такому союзу свойственен героический архетип. Неиссякаемая энергия побуждает этих супругов ходить в походы, брать на себя нелегкие предприятия и двигать горы. Секрет их совместной пробивной силы отражает пословица: "У любящих супругов две души — но единая воля".

11. Эпические ГЕРОИ (Марс-Луна). Мифология развивается, и древние хтонические образы переходят в культурные, а затем эпические: где большую роль приобретают герои, раскрывая пафос не только божественного, но и человеческого начала. Развитием архетипического отношения Плутон-Прозерпина становится поздний сказочный образ героя, спасающего героиню от власти сил зла и смерти. Таков индийский герой Рама, побеждающий демона Равану, похитившего Ситу,— или Иванушка, вызволяющий Василису из царства Кощея. Или герои пушкинской поэмы "Руслан и Людмила". Здесь явленная воля Марса замещает скрытую силу Плутона — подземный мир Плутона встаёт в оппозицию к ней, но оказывается побеждён. Обратим внимание, что одолевая тёмные силы, герой не только берёт в жёны героиню — он спасает весь мир.

Этот сюжет нехарактерен для древней мифологии, но близок нашему пониманию: он знаком нам с детства из сказок, как бессознательный идеал и душевный ориентир супружества. В этом союзе остается жертва женщины (как в отношении 5) и борьба мужчины (как в отношении 10), но и то, и другое временно и имеет счастливый конец. Женское, эмоциональное начало не приобретает самодовлеющего характера, как в паре Астарта-Эшмун. Но и мужское героическое начало (духовное и трансформирующее) не получает абсолютной власти над женским, душевным и телесным, как в паре Шива-Парвати, а лишь помогает ему. По сравнению с более древними архетипами (пара 5), безличная энергия трансформации Плутона и жертвы Прозерпины здесь носит не глобальные, а конкретные, индивидуальные черты.

Преобразование Плутона и Прозерпины происходит по законам природы (и общества) — в героическом эпосе законы устанавливает сам человек. Герой становится свободен от всякого предопределения — и потому непременно побеждает. Характерно, что со злом здесь одновременно сражаются оба персонажа: если мужское начало превозмогает его на земле (в социальной или духовной сфере), женское — в подземном мире (в семейной или внутри своей души). Женский образ Прозерпины, периодически умирающей и воскресающей, сменяет немеркнущая чистота и независимость Луны, никогда не теряющей себя в подземном царстве Кощея и не уступающей властителю мира тьмы Раване. Так более старый женский архетип замещается более новым: и сегодня показателем этого союза в гороскопе может служить синастрическая связка Марс-Луна. Как мы упоминали, Луна символизирует вечно женственное начало и индивидуальность души.

Такой союз предполагает развитие и рост обоих супругов: и женского, и мужского начал — оттого этому архетипу уделяет наибольшее внимание психология. Западные психоаналитики используют образ души-Психеи, теряющей и обретающей вновь любовь-Амура (интересно, что внешнюю борьбу ведёт женское начало Психеи, а Амур ей помогает, не теряя самостоятельной внутренней позиции в царстве своей матери). Заметим, что Амур и Психея предстают перед нами совсем детьми: архетип начал развиваться совсем недавно (не более, чем две с половиной тысячи лет назад!). В сказках последних веков как муж может искать жену в волшебном царстве, так и жена мужа, похищенного колдовскими силами: но первое отношение изначально.

Это последнее, самое гибкое взаимодействие полов, которые оба переживают символическую смерть и возрождение, мы можем найти в юношеской влюбленности. Или первой любви, которая умирает, чтобы потом воскреснуть в чистом чувстве всеобщей любви к людям: знаменующем нравственную победу над всеми внутренними преградами и проблемами. И даже когда она возвращается в семьи давно женатых людей, она воспроизводит изначальный архетип жертвы женщины и борьбы мужчины — ради спасения мира. В высшем смысле это редкий союз духовных искателей (Шри Ауробиндо и Мать Мира — интересна их символика: серп Месяца у Ауробиндо и марсианский символ пятиконечной звезды у Миры). Таинством брака мы его обычно не считаем, поскольку скрытая сексуальность, дарующая плодородие (Плутон), полностью замещается явным марсианским огнем воли: разрывающем границы своей обособленности, общечеловеческим и отождествляющим человека с другими людьми. Как брак двоих, такой союз смыкается с первым безличным и бессознательным отношением прародителей.

....подробнее см. "Браки богов"


Оставить отзыв

Всего отзывов: 5 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом