окулус | блоги | alaisha | статьи | солнце, луна и чувственное соз...

Солнце, Луна и чувственное сознание

Сознание есть переживание переживания
Лев Выготский

1. Луна и биологическая сторона восприятия

Представим, как по-разному воспринимают мир разные виды животных. Они живут на одной и той же планете – и в то же время в разных вселенных. Летучие мыши мало знают о красках этого мира – он представляется им симфонией, а может и какофонией миллионов звуков самых разных оттенков и тональностей. Орлы, наоборот, видят мир в мельчайших подробностях. У кошек острое зрение и тонкий слух, но особенно развито осязание – если за ней понаблюдать, понимаешь, что ее сознание просто купается в прикосновениях.

Пространство наполнено огромными количествами самых разнообразных энергий - но ни один из миллионов видов живых существ, населяющих планету, не воспринимает их во всем богатстве. Каким бы предстал перед нами мир, если бы мы были способны воспринимать иные формы энергии, в иных диапазонах? Если бы человеческий глаз улавливал рентгеновские лучи – не существовало бы непроницаемости, мы смотрели бы сквозь плотные вещи. А чем оказалось бы то, что кажется тишиной, если бы наше ухо – подобно дельфиньему - стало чувствительным к другим частотам звуковых волн? Но каждый вид настроен на восприятие только тех энергий, которые необходимы ему для выживания – и отсеивает остальные. Органы чувств живых организмов из моря информационных сигналов, посылаемых средой, отбирают те, которые им нужны, чтобы к этой среде приспособиться. Поэтому у каждого вида картина мира своя.

У высших животных в процессе эволюции сформировались сложные органы чувств, а некоторые простейшие воспринимают импульсы от окружающей среды разбросанными по всему телу неспециализированными чувствительными клетками. Но основной принцип работы любого органа восприятия один: принять внешний энергетический импульс и провести его внутрь организма. Или, говоря языком нейрофизиологии, перевести энергию раздражителя в энергию нервного возбуждения.

Принцип работы органов чувств – это и есть астрологический принцип Луны. Все рецепторы (лат. receptor — принимающий) – зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные или обонятельные – имеют форму астрологического лунного символа. Они как маленькие «спутниковые тарелочки» улавливают энергетические сигналы среды. И каждый из них – как и астрологические Луны в разных знаках зодиака - настроен на свой вид и диапазон восприятия энергии. Не случайно их другое название – анализаторы (греч. análysis — расщепление). Они не просто принимают поток энергии окружающего мира – они анализируют, т.е. расщепляют общий энергетический фон среды на различные виды энергии и проводят внутрь те из них, на которые они настроены. Луна - символ наших органов чувств – выборочно принимает энергии окружающего мира и трансформирует их во внутренние энергии нашего тела.

2. Что такое чувствительность технического устройства,

или Слышит ли машина звуки?

Когда стало понятно, что мы видим мир таким, каким видим, благодаря ограниченности наших органов чувств, и что в пространстве есть огромные количества непроявленных для нас энергий, человечество стало искать способы расширить диапазон своего восприятия.

В наше время изобретено множество искусственных аналогов биологических органов чувств. Некоторые из них далеки от совершенства. Например, электронная кожа на основе нанотранзисторов уступает по тонкости человеческому осязанию во много раз. Однако другие технические приборы – наоборот – гораздо чувствительней наших природных рецепторов. Они могут улавливать малейшие сигналы, недоступные человеческому зрению или слуху - и открывают для сознавания более широкие диапазоны энергии. Сквозь лупу микроскопа можно увидеть, каким бы предстал перед нами мир, будь наша сетчатка в тысячи раз чувствительнее к слабым сигналам электромагнитных волн. Камеры ночного видения делают для человеческого глаза видимым инфракрасный диапазон. Акустические локаторы расширяют интервал чувствительности наших ушей в мир инфра и ультразвуков.

Все эти механизмы чрезвычайно чувствительны. Но чувствуют ли они?

Есть известная загадка. «Когда падает дерево в лесу, и нет никого, кто слышит это, производит ли оно звук?» Падение дерева вызывает в воздухе волну механических колебаний. Если эту волну поймает чувствительный прибор, например, микрофон, который преобразует механические колебания в электрические, можно будет сказать, что сигнал принят. Но разве слышал микрофон звук? Ухо работает по схожему с микрофоном принципу: преобразует механические колебания среды в нервные электрические импульсы. Но лишь во встрече этих импульсов с сознанием рождается то, что всем нам известно как субъективное ощущение звука.

Луна – это декодер, трансформирующий энергии окружающего мира в биоэнергию нашего тела, в том числе и в энергию электрохимических импульсов нервной системы. Она, как и всякий трансформатор, имеет программу - лунный зодиакальный знак. Эта программа определяет, на поглощение какого вида энергии настроен организм и как он ее перерабатывает (так, например, гидроэлектростанция преобразовывает кинетическую энергию водного потока в электрическую). Наиболее доступны Луне как энергетическому трансформатору энергии своей стихии и родственной – она их легко впитывает из окружающей среды и превращает в телесную энергию своего зодиакального знака.

Но само переживание этой внутренней энергии - это явление другого порядка.

3. Восприимчивость: лунное или солнечное качество?

Чувствительность и чувственность

Замечали ли вы, как исчезает и возникает вновь звук тикающих в комнате часов? Если чем-то увлечен, сосредоточен – их не слышно. В какой-то момент отвлекаешься, внимание рассеивается – и снова слышишь: тик-тик-тик. Разве часы переходят в ультразвук и обратно? Нет, они все время на одной частоте. И уши, чтобы их слышать, все время здесь. Но сознание не всегда в зоне доступа – и потому это звуковое ощущение так нестабильно.

Окружающая среда буквально заливает наши органы чувств всевозможными энергиями. Ученые считают, что каждую секунду нашими сенсорными системами принимается порядка 10 миллионов битов информации, и лишь одна трехсоттысячная доля (0,00003) от этого громадного количества импульсов достигает сознания и становится действительными ощущениями – остальные растворяются в телесных энергиях. Луна устанавливает определенные пороги восприятия, и все, что «в русле», «в диапазоне» поступает без ограничений. Но станут ли эти энергии ощущением – зависит от их осознания. Что для Луны – раздражитель (в физиологическом смысле), для Солнца – переживание. Ухо может принять звуковую волну – но лишь в сознании может случиться переживание звука.

Принятые в психологии понятия «порога чувствительности» и «порога восприятия» описывают два уровня приема информации об окружающем мире – физиологический и психологический. Чувствительность – это способность улавливать малые воздействия. Несмотря на то, что чувствительность имеет общий корень со словом чувство, она не содержит в себе коннотации субъективного переживания. Этой характеристикой обладают не только живые существа, но и технические приборы – мы можем говорить о чувствительности микрофона, например, или градусника. Нижний и верхний пороги чувствительности ограничивают диапазон восприятия энергии нашими сенсорными системами. Это биологическая обусловленность – лунный уровень восприятия, его физиологический порог: минимальная (либо максимальная) интенсивность сигнала, которая может быть воспринята рецепторами. «Порог чувствительности» рецепторов технически замеряемая вещь: это порог биоэлектрических и вегетативных реакций на стимул - не столько психологическое, сколько физиологическое явление. При этом в экспериментах может случиться парадоксальная вещь: аппаратура может уверять, что тело приняло сигнал, а человек говорит, что никаких ощущений у него нет. Энергетический сигнал уже вошел в тело – но переживания сигнала еще нет. Его энергии стало достаточно, чтобы возбудить рецептор, но ее недостаточно, чтобы вызвать ощущение. Для того чтобы стать ощущением – сигналу необходимо преодолеть «порог восприятия» - достичь сознания, попасть в солнечную зону. Лунная энергия раскрывается в субъективное переживание только в солнечном пространстве.

Подпороговая зона – разница между порогами чувствительности и восприятия – это своего рода «зазор» между Луной и Солнцем. При потере контакта между светилами тело может принимать определенного вида волны, а сознание нет. В таком случае эти энергии будут оставаться более соматическим, чем психологическим явлением. Субсенсорная зона разрастается при нарушениях сознания: так, при выраженном оглушении может ухудшаться чувствование тела, а в коме отмечаются только вегетативные реакции. В состоянии же полного сознания отмечается хороший контакт с телом и его прочувствованность.

Луна стоит на границе с миром. Когда речь идет о способности входить в контакт с внешней реальностью, о чувствительности к энергиям окружающей среды – эта планета приобретает особенное значение, потому что она первый рубеж, который должны миновать внешние энергии, прежде чем стать энергиями внутренними. Внутренние же территории переживаются сознанием непосредственно: сознание есть «чувственный орган для восприятия психических качеств» (Фрейд). Солнцу для чувствования доступны любые телесные и внутрипсихические пространства, но внешний мир известен ему только в лунном преломлении: сознание соприкасается с миром посредством органов чувств, а значит, посредством Луны. В некотором смысле можно сказать, что Луна воспринимает мир, а Солнце воспринимает лунные восприятия.

Когда мы говорим, что человек «восприимчив», это может означать разные вещи. Восприимчивость может быть биологической данностью, чувствительностью измерительного прибора: если органы чувств способны принимать более тонкие сигналы, лежащие за пределами диапазона восприятия среднего человека, это «лунная» восприимчивость. Тем не менее, физиологически принятое – не означает субъективно пережитое. Лишь в поле сознания сигнал становится переживанием. Поэтому восприимчивость может означать, что человек обладает полнотой осознания и замечает более тонкие энергии, которые передаются по каналам Луны. В первом случае, это чувствительность тела – во втором, чувствительность к телу . «Тело чувствует – чувствуешь ли ты тело?»

Чувствительность не то же самое, что чувственность. Органы чувств могут быть чувствительными – но не чувственными, чувственным может быть только сам человек. Чувствительность – характеристика тела, чувственность – сознания. Это качество солнечного восприятия, способность сознания затопить собой тело изнутри, наполниться ощущениями лунных энергий, которыми всегда полно тело и которые всегда ждут, чтобы быть прочувствованными. Это укорененность сознания внутри тела, полнота переживания лунных телесных энергий, которая не позволяет им тонуть в море бессознательного.

Например, для человека невидимы инфракрасные излучения – это физиологическая, лунная граница восприятия, наши зрительные анализаторы не чувствительны к излучениям такой длины. Но для того, чтобы заметить, как играют солнечные блики в листве или касается щеки прохладный воздух, приспособлена сенсорная (лунная) система каждого, но увидит и ощутит это чувственный человек, тот, чье сознавание достаточно сильно, чтобы воспринять эти сигналы. Чем выше уровень сознания – тем более тонкие оттенки чувств доступны для переживания. Чем ниже уровень сознания, чем тусклее Солнце, тем грубее воздействия, которые человек замечает: так потерявшего сознание приводят в чувство резким запахом нашатыря. В сумерках видны только силуэты – в полдень же все нюансы цветов.

Система Солнце-Луна говорит нам о том, что любое переживание двухчастно: «кто-то» переживает «что-то». Можно сказать, что тело переживает мир, а сознание переживает тело. Луна – чувствуемое, Солнце – сам чувствующий. Солнце – это сама возможность субъективного мира, пространство, в котором тот может существовать. Луна же наполняет его объектами, населяет существами, делает видимым, слышимым и осязаемым. Точно также в подводном царстве растут диковинные водоросли и плавают морские жители, но сама река, сам водный поток – это их невидимая необходимость, их жизненное пространство, в котором они могут существовать.

В некотором смысле знак Луны говорит о наших «чувствах» к внешним объектам, знак Солнца – о чувствах по отношению к самим чувствам, к объектам внутреннего мира. Знак Луны показывает, в какие образцы самоструктурируется энергия при ее переходе из внешнего мира во внутренний. Знак Солнца – какие чувства мы испытываем по отношению к этим внутренним энергиям, это наша открытость переживаниям. У всех нас есть любимые переживания – те, в которые мы идем с готовностью и тем самым углубляем их – и есть те, которые предпочитаем избегать, переводить внимание на что-то другое. Это глубинное приятие и неприятие переживаний описывается отношениями Солнца и Луны в натальной карте – гармоничный или напряженный аспект между светилами покажет, будет ли добавлена Солнцем размерность страдания или удовольствия к тому рисунку соматических энергий, который задает Луна. Положение Солнца относительно Луны расскажет, как чувствует себя сознание на своих внутренних территориях: что оно склонно переживать, а от чего отказывается. Переживания, вглубь которых оно отправляется, раскрываются и наполняются энергиями солнечного знака, ведь одним привнесением внимания мы все окрашиваем в солнечный цвет. Энергии, которые оно отрицает, превращаются в «непережитые переживания» внутри нас самих, внутри наших тел. Они становятся не чувствованиями, но симптомами: болезненной соматикой, навязчивыми действиями – энергия, которую не принимает сознание, застывает или ищет выход механическим путем. Симптомы – это отвергнутые переживания, они в большей степени соответствуют лунному знаку, ведь их почти не касается солнечный свет.

Каждый момент – как многослойный пирог. В каждый момент потенциально доступны миллионы переживаний, но лишь некоторым из них дает жизнь сознание: тем, кого тронет его луч. Кому-то оно проникнет в самую сердцевину, кого-то коснется лишь по касательной. Можно видеть, как выбирая центром внимания одни переживания, сознание растворяет в небытии все другие. В каждый момент весь мир стоит рядом, чтобы быть почувствованным, но если вслушиваешься в звук проезжающих мимо машин, тогда исчезает ощущение асфальтовых неровностей под подошвами ног, а если занят какой-нибудь мыслью, легко пропустить, что похолодало. Луна принимает энергии, которые посылает мир, нон-стоп - Солнце как прожектором высвечивает их и наполняет своим собственным светом. Есть энергии, которые сильны – тогда Луна имеет власть над Солнцем: трудно не услышать звук сирены, эта энергия достигнет сознания, желает оно слышать или нет. Но в мире тонких энергий, которые норовят растаять, едва возникнув, Солнце оживляет их по своей воле. Под лучом внимания ощущения меняются: их интенсивность, полнота, глубина – Солнце все наполняет своей энергией.

Астрологическим Солнцу и Луне можно посвятить сказку про живую и мертвую воду. Мертвая вода – «лунная» вода – залечила раны на теле царевича, но была бессильна вернуть ему сознание. Живая вода – «солнечная» - воскресила царевича. «Окропила дева вещая Ивана-царевича сперва мертвой водою, потом живой — и встал богатырь ни в чем не вредим». И всегда в сказках именно эта последовательность – сначала мертвая вода, потом живая. Ведь если вернуть сознание в израненное, неизлеченное тело, оно испытает болевой шок и тотчас вновь покинет тело, приносящее ему такую боль. Интересно, что для обозначения обморочного состояния есть два равнозначных выражения: «лишиться сознания» и «лишиться чувств». Первое описывает происходящее снаружи: тело потеряло связь с сознанием. Второе выражение кажется более емким. Ведь как тело, лишившись контакта с сознанием, больше не чувствует, так и сознание, утратив свою связь с телом, теряет способность чувствовать через него: видеть, слышать, осязать.

Восприимчивость солнечная и восприимчивость лунная могут взаимовлиять друг на друга. Ведь чем ниже порог «лунной» чувствительности, тем больше энергетических сигналов доступно сознанию для переживания. Однако если человек не обладает полнотой сознавания, большая часть этих сигналов потонет в море бессознательного и никогда не будет прочувствована. Может оказаться и так, что сознание не желает переживать какие-либо энергии, находя их болезненными, отгораживается от информации – тогда целые области тела могут быть будто заморожены, не чувствуемы и даже биологическая – лунная – чувствительность этих участков может снизиться. Они становятся как «вещи в теле» - не переживаемые сознанием изнутри зоны.

Верно и обратное: направляя внимание в зоны своего интереса, сознание прокладывает новые нейронные пути. Психологические опыты свидетельствуют о том, что осознанное чувствование может в разы понизить пороги восприимчивости рецепторов. Все мы интуитивно знаем, как кратковременно повысить свою чувствительность: всматриваясь или вслушиваясь - т.е. концентрируя энергию своего сознания на принимающих внешние сигналы органах чувств - мы получаем доступ к более тонким слоям информации. Известно, что утратившие зрение люди со временем обретают более чуткие осязание и слух. Ведь их сознание не может больше получать информацию посредством зрения – и направляется в другие двери.

Сами по себе расширенные границы лунного восприятия очевидно могут быть связаны с повышенной сенситивностью (как способностью получать недоступную для большинства информацию), но в то же время быть источником неудобств или даже болезненного расстройства. Ведь физиологические границы восприятия устанавливались в ходе эволюции каждого вида, они обеспечивают доступ к необходимой для выживания информации и защищают мозг от необходимости перерабатывать избыточные сигналы. Экстраординарная чувствительность может даже затруднять целостное восприятие. Например, одну из жительниц Германии ученые прозвали «живым микроскопом», настолько острым зрением она обладает. Но этот дар не приносит ей особенной радости, она жалуется, что бумажные волокна мешают ей читать газету, а телевизор смотреть совсем невозможно, потому что ей видится не картинка, а множество разноцветных точек.

Переработка физических (электромагнитных, механических и др.) энергий в электрохимическую энергию нашего тела и последующее кодирование информации для сознания – суть Луны как таковой. Это постоянный поток энергии от органов чувств в нервную систему (афферентация). Но прежде чем превратиться в сознательное переживание, сигнал бессознательно обрабатывается организмом, проходя бесчисленное количество станций. В первые месяцы жизни Луна, как телеграфистка, принимает и шифрует простейшие данные о первичных ощущениях, на уровне которых наше сознание воспринимает мир в младенческом возрасте. С возрастом ощущения все более и более обрастают ассоциативными связями, биологической основой которых являются связи между нейронами – они и определяют привычки нашего ума, наши условные рефлексы. Знак Луны показывает характер этой автоматической обработки сигнала. Он содержит ту генетическую информацию и личный накопленный опыт, которыми обрастают первичные восприятия: «мнесические следы», если употребить выражение Фрейда. Лунный знак – это облако ментальных ассоциаций, которое окружает все наши мельчайшие ощущения. Поэтому один и тот же сигнал будет по-разному обработан Лунами в разных знаках и по-разному осмыслен.

Со знаком Луны связаны и неизбежные искажения при кодировании сигнала. Наш личный и родовой опыт делает наше восприятие таким особенным - и он же лишает нас той незамутненности видения, которая была у каждого в детстве. Почему мы так ищем новых впечатлений? Можно жить в красивом доме и совсем не замечать его – а в путешествии даже гравий, которым посыпаны дорожки, кажется каким-то удивительно ясным. Солнце всегда видит в первый раз. Луна – это наслоения памяти. И становится понятным, почему тому реальному, чувственному миру, который приходит к нам в тонких ароматах кофейных зерен по утрам, в остро-мягких касаниях лапок кошки, тянущейся к нам, в шероховатой теплоте шерстяного пледа, бывает сложно пробиться к нашему сознанию. Ведь все эти первоначальные впечатления, как дымовой завесой, окутаны лунными ассоциациями, которые встают между нашим сознанием и миром. Кофе субботним утром – это просто кофе: тонкий запах и горьковатый вкус, контраст белого фарфора и темной жидкости, ощущение тепла в руках и обжигающее чувство во рту. Но почему одновременно с этим сознание переживает тонкую нервозность и чувство, что надо торопиться? Сегодня выходной и никуда не нужно. Но столько лет мы пили кофе, чтобы взбодрить себя перед тем как бежать на работу. И этот кофе – не только сегодняшний кофе, это весь тот кофе, который был выпит, вся память о нем. И вот мы пьем его вместе с нервной дрожью и, может быть, воспоминаниями о начальнике, которого боялись. И самого кофе мы уже не замечаем, он просто повод для последующих ассоциаций, которые обрушиваются, как дорожки домино. Солнцу лишь остается смотреть эти лунные сны о мире, и о кофе. «Мы встречаем не мир, а свои фантазии о нем». Вот почему у Луны репутация обманщицы: и порой то, что показалось интуицией – может оказаться лишь старой привычкой. Лунные реакции включаются извне: привычные вещи как спусковые крючки или «якоря» затягивают сознание в лунные шаблоны состояний.

Привычность и будничность, которые сопутствуют лунным проявлениям, имеют в своей основе биологическое явление адаптивности. При длительном воздействии раздражителя снижается чувствительность рецепторов к нему и проводимость в нервном волокне. Мы теряем восприимчивость к постоянно действующим факторам. Заходя на кухню, где готовится что-то вкусное, мы оказываемся окутаны облаком аппетитных ароматов, но если решим остаться поболтать с хозяйкой, довольно быстро перестанем их ощущать. Также мы перестаем чувствовать запах собственных духов, шум бытовой техники или дождя за окном, прикосновение одежды. Восприимчивость и адаптивность – две последовательные фазы одного процесса. Все лунные механизмы действуют в этом ритме: пустота-наполненность. Привычное теряет привлекательность, на смену голоду приходит пресыщенность. Луна рассказывает, как снижается та первоначальная острота чувств, которая всегда сопутствует первым опытам, первым встречам, когда сознание смотрит на мир сквозь чисто вымытое окно, видит малейшие оттенки. По мере того как ситуация становится привычной, все будто покрывается налетом лунной пыли. С одной стороны, механизм адаптивности позволяет организму приспособиться к энергетическим воздействиям среды – в этом кроется глубокий биологический смысл. Но он же может стать причиной чего-то сродни «душевным мозолям». Чтобы вернуть чувствительность, необходимо устраниться на время от раздражителя. Но часто, не понимая механизма, мы склонны, наоборот, усиливать интенсивность сигнала: например, выливать на себя больше духов, или съедать больше когда-то любимого, но приевшегося блюда. Кажется, будто Луна требует «двойную порцию». Лунные излишества возникают там, где имеет место снижение первоначальной чувствительности. Пристрастия всегда связаны именно с этой адаптацией организма к сигналу: с каждым следующим разом требуется более сильный сигнал, в больших количествах, чтобы он мог пробиться к сознанию. Прекращение стимуляции запускает обратный процесс и обостряет чувствительность. Поэтому тонкость восприятия нуждается в определенной воздержанности в отношении лунных энергий.

Солнце - наш внутренний источник, всегда доступный, его знак описывает качество энергии нашего внимания: какой энергией мы питаем себя изнутри, просто будучи внимательным к самому себе. Знак Луны говорит о том, какими энергиями мы наполняем себя из внешних источников. Это своего рода «незаменимые питательные вещества» - вещества, которые жизненно важны, но не могут синтезироваться внутри организма. Луна – символ переменчивости. Подобно тому, как прибывает и убывает на ночном небе лунный диск, так и энергии ее знака то наполняют нас – то истощаются, оставляя с ощущением голода и пустоты. В крайних случаях Луна даже может стать причиной нашего внутреннего опустошения. Ведь лунными энергиями мы питаем себя из окружающего мира – сегодня мы подключены к их источникам, а завтра они становятся нам недоступны. И, разлученные с собственным источником, мы можем бросить последние резервы, чтобы найти то, к чему могла бы, как вилочка к розетке, подключиться наша Луна - а не найдя, упасть без сил.

***

Солнце и Луна в действительности различны только в своих крайних точках. Они плавно перетекают один в другого, и если внимательно следить, то между ними не найти границы. Это не вещи внутри человека, а два разнонаправленных, текущих навстречу друг другу процесса, и переживание как французский узор деграде рождается во встрече этих двух разноцветных потоков.

(продолжение следует)))

Оставить отзыв

Всего отзывов: 20 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом