окулус | гадания | тайна имени | софья

Тайна имени софья

Имя и судьба. Характеристики имен.

СОФИЯ, СОФЬЯ

София, Софья - мудрая (древнегреческое). Имя редкое, одно на тысячу в городе, на селе просто единицы, и не становится популярным.

Зодиак имени: Весы.

Планета: Сатурн.

Цвет имени: темно-голубой.

Камень-талисман: лазурит.

Благоприятное растение: липа, любисток.

Покровитель имени: богомол.

Счастливый день: пятница.

Счастливое время года: осень.

Уменьшительные формы: Софьюшка, Софа, Соня, Со-нюша.

Основные черты: общительность, активность, щедрость.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

София Египетская, мученица, 1 октября (18 сентября).

София Слуцкая, княжна, в неделю третью по Пятидесятнице, 1 апреля (19 марта).

София Римская, мученица, 30 (17) сентября. Умерла от скорби на могиле своих дочерей - мучениц - Веры, Надежды, Любови - на третий день после их казни за веру Христову.

Икона Софии, премудрости Божией

Занимает особое место в Русской Православной Церкви. На иконе изображается Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Премудрость - Сын Божий. Под Премудростью (или Софией) разумеется Иисус Христос. Богоматерь изображается стоящей в храме под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Ее распростерты, столпы утверждены на серповидной луне. Она держит Богомла-денца, благославляющего правой рукой, а в левой Его руке - держава. На карнизе сени начертано: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь". Над сенью - Бог Отец и Бог Дух Святой. Из уст Бога Отца исходят словам "Аз утвердих стопы Ея". По обе стороны изображены семь Архангелов, держащих знаки своего служения. Под стопами Богоматери - амвон с семью ступенями, изображающий Церковь Божию на земле, на ступенях - праотцы и пророки. На каждой из ступеней надписи. "Вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава". Семь ступеней утверждаются на семи столпах, на которых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

См. имя Вера.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Сонечка- очаровательное кудрявое существо, очень любимое и избалованное. Она это знает и понимает, на какой струнке сыграть, чтобы настоять на своем. Очень наблюдательная и находчивая. Заставить ее что-то сделать, если она не хочет, невозможно, следует только уговорить.

В школе она дружит со всеми, знает девочек из других классов, участвует в спортивных состязаниях, различных конкурсах и диспутах. Она шефствует над младшими классами, помогает отстающим. Все знают, что на нее можно положиться.

Сама учится легко, у нее острый ум, замечательная память, она усидчива, не сделав уроки, никуда не пойдет. Очень любит музыку, играет на фортепиано.

Активная с детства, Софья и во взрослой жизни успевает многое. Она всегда на виду, быстрая, разговорчивая, < умеет за несколько минут разрешить любую проблему. Она прекрасный репортер, путешественник, музыкант-исполнитель. К профессии относится очень серьезно, постоянно учится, всего в жизни добивается сама. Неудачи могут преследовать и ее, но она и виду не подает, всегда энергична, всегда на высоте.

Софье нравятся веселые компании, она любит быть в центре внимания, все и про всех знать. Софья может понятъ чужие слабости, все простит, кроме предательства.; Софья часто играет роль громоотвода в чужих проблемах, со своими справляется сама. Софья умеет распоряжаться, устраивать жизнь, упорядочивать ее, словом, она просто умеет жить. Имя Софья особенно глубоко исследовал П.А. Флоренский:

"Имя София есть женский аспект мужского имени Василий, но не в смысле проявления в женской личности имени мужского, а как явление, параллельное этому последнему и от него не зависимое...

...София божественнее Василия. Впрочем, это и понятно, что женская деятельность, как более интуитивная, более из глубин идущая, менее сознательная и менее расчлененная - деятельность, которая по природе своей может быть ближе к творчеству духовной силы в природе... София властна и полагает, что власть по природе, по складу ее личности, конечно, должна принадлежать ей. София берет власть, как свое, и делает это с незапятнанной совестью, потому что рука ее никогда не дрогнет от сомнения, правильно ли это. Да и не может дрогнуть, раз София берет власть, и другие ей не оказывают препятствия, коль скоро делается это во имя правды и блага, - единственной правды и единственного блага, известных Софии. У Софии есть врожденное самоощущение себя как по природе превосходящей окружающих, - не личными своими достоинствами, а самим рождением, это можно сравнить, вероятно, с самоощущением коронованных особ, которые могут весьма скромно думать о себе, сознавать свои недостатки, быть простыми в обращении и предупредительными и однако чувствовать себя отделенными от прочих людей особым родом, природной властью. Это самоощущение Софией себя как власти настолько живо и ярко в ней, что всякое непризнание ее власти окружающими вызывает внутренний протест, но не из-за задетого самолюбия или неудовлетворенного тщеславия, а как некоторая неправда, как искажение должного порядка. Отсюда - впечатление гордости, которое нередко производит на недостаточно вдумчивых София, хотя это не гордость, а нечто иное, гораздо более глубокое..."

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

София Фоминична (Зоя Палеолог) (ок. 1448-1503) - урожденная принцесса византийская, великая княгиня Московская.

Детство ее совпало с тяжкими годами для ее родины: Магомет II во главе многочисленного войска нанес последний удар угасавшей Византии. В 1453 г. пал Константинополь. В 1460 г. ее отец, Фома Палеолог, бежал от напора турок из Пелопонесса, отправился в Италию к папе Пию II, хлопотать о союзе против турок. Жену и детей он оставил на острове Корфу. В 1465 году Зоя осталась круглой сиротой, сначала умерла мать, а месяцами позднее отец.

Заботы об устройстве жизни Зои взял на себя верный друг Фомы Палеолог - кардинал Виссарион. Зоя жила в Риме, официально называлась "возлюбленной дочерью римской церкви, питомицей апостольского престола". Она получила хорошее образование.

Инициатором брака Зои и Ивана III был Виссарион, действовал он с ведома папы, поскольку расходы послов в Москву оплатил папа. Сильный Московский князь возбуждал в Риме надежды на помощь против турок и даже мечты на присоединение Руси к папскому престолу.

Начались предварительные переговоры. Русская летопись повествует: 11 февраля 1496 г. грек Юрий прибыл в Москву от кардинала Виссариона к великому князю с листом, в котором великому князю предлагалась в невесты София, дочь аморейского деспота Фомы, "православная христианка". Наши летописи везде называют принцессу Зою - Софией. Видимо, она переменила имя при бракосочетании, таков был обычай. Послы привезли в Москву портрет Софьи - "царевну на иконе написану". Она не была красавицей, но Ивану понравились ее большие умные глаза. Иван III, посоветовавшись с митрополитом, матерью своей и боярами, отправил посольство в Рим за царевной.

Послы представились папе, уже Сиксту IV, выразили от имени великого князя уважение и поднесли в подарок шубу и 70 соболей.

Обручение было совершено с уполномоченным от великого князя в базилике Святых апостолов Петра и Павла и отпраздновано с роскошью и блеском.

Софья с громадной свитой триумфально передвигалась по западным землям к границам Московского государства. Многие города встречали и провожали ее с царским почетом, в честь принцессы устраивались празднества.

Вступив на русскую землю принцесса показала себя в самом выгодном свете: она забыла латинство и показала себя ревнительницей православия, а когда епископ Антон, ее спутник не хотел выразить почтения перед иконами, она настояла на этом. Псков и Новгород с великим почтением встретили принцессу, она была растрогана, но спешила в Москву.

12 ноября 1472 года царевна вступила в Москву, многочисленная толпа народа встречала ее. Прямо с дороги она была привезена в церковь, где митрополит благословил ее, а потом отвели в хоромы. Вскоре прибыл и великий князь, жених с невестой впервые увидели друг друга. Состоялось торжественное венчание, византийская принцесса, питомица папы Римского, стала Софьей Фоминичной, великой княгиней Московской.

Надежды папы на брак Софии не состоялись, а семейная ее жизнь сложилась, видимо, удачно: у нее было 5 сыновей и 5 дочерей, старший сын впоследствии стал известным князем Василием III, собирателем русских земель. Софья имела на супруга значительное влияние. Существует предание, что именно она на совете великого князя, когда обсуждалось требование хана Ахмата очередной дани, уговорила Ивана III, положившись на воинскую силу и Бога, покончить с данью, постоять за честь и веру Святую. А двуглавый орел - герб византийских императоров - стал государственным русским гербом.


источник: "Тайна Имени", изд-во "Владис", 2003