окулус | статьи | классическая психология | прорицание и синхрония (психология значимого случая)

Прорицание и синхрония (психология значимого случая)
Лекция 2

В предыдущей лекции я попыталась дать краткое описание расче­тов вероятности и их применения в физике и других областях совре­менной науки. Расчеты вероятности и статистические методы, используемые в современной науке, являются всего лишь абстрак­циями, основанными на представлении о бесконечном ряде натураль­ных чисел и определении точности только на основе бесконечного количества примеров или событий.

Давая пояснения, Юнг всегда приводил пример с кучкой камеш­ков, о которых можно было сказать, что их средний объем равен трем кубическим сантиметрам. Но если бы вам захотелось найти один камешек именно такой величины, то вы столкнулись бы с большими трудностями. Можно найти один такой камешек, а можно не найти ни одного. Иными словами, несмотря на справедливость утверждения, что их средний объем равен трем кубическим сантиметрам, это абст­ракция нашего сознания, в действительности каждый камень в кучке различен. В большинстве случаев, если людям убежденно сказать, что средний американец характеризуется определенными призна­ками, они этому поверят; они поверят в то, что реальные американцы или реальные камешки таковы. Они совершат эту ошибку, хотя должны были бы знать, что в действительности сообщество людей является собранием отдельных уникальных случаев.

Придуманная абстракция оказывается весьма полезной для людей, и по этой причине они принимают ее за действительную. Дело в том, что ученые-естественники отбрасывают тот факт, что реальные камешки бывают различной величины, они не хотят даже слышать об этом. Те, которые честны, утверждают, что для науки это не играет роли. Единичный, или индивидуальный, случай не имеет отноше­ния к науке, ибо не существует математических методов решения этой проблемы. Большая часть людей верит (это эмоциональное убеждение) в то, что статистическая истина есть подлинная истина. В дискуссиях обычно приходят к такого рода выводу: того, что это доказано статистически, достаточно, спор заканчивается.

Если человек верит в очевидную глупость (хотя я скорее назвала бы это односторонним взглядом на окружающий мир), в абстракцию как бесспорную истину, то мне как психологу хотелось бы знать, по какой причине; что вызывает у него подобные эмоции, почему чело-пек не видит очевидной истины. Пример с кучкой камешков показы­вает, что их различие очевидно. Так почему же ученые либо взволно­ванно утверждают, что единичного камешка не существует, либо счи­тают, что существует, но это не связано с наукой!

Сначала такие ученые меня просто раздражали, но потом я напомнила себе о своей профессии психолога. Следовало вы­яснить, по какой причине люди страстно привязаны к мысли об истинности принципа вероятности или статистических расчетов, полагая, что другого подхода не существует. Обращаясь к истокам этого, мы видим, что эта вера существует на фоне некого архетипа. Неспособность людей самостоятельно и здраво обсуждать опре­деленные идеи объясняется влиянием на них архетипа. Какой же архетипический образ стоит за идеей о бесконечном ряде целых чисел (1, 2, 3, ... и т. д.). По какой причине при расчете вероят­ности используют эту величину как единое целое. Именно на зтом я остановилась в предыдущей лекции - человек постепенно научился считать.

Счет начался с использования вспомогательных средств - камешков или палочек. Когда человек не мог сосчитать все пред­меты, он использовал счетные палочки, фиксируя соотношение 1-1. Камешки помогали человеку держать в уме числа. Одни могли считать до трех, другие - до четырех, после чего они, как правило, говорили «много» или пожимали плечами. Затем человеку пришло понятие о группе, о классе целых чисел, среди которых он не раз­личал отдельные числа. Таким образом, у всех людей появи­лось представление о бесконечном количестве натуральных чисел, охватываемых понятием «много», но кто же манипулирует этим множеством?

Бесконечный ряд целых чисел: 1,2, 3,... много... N (божество). N - группа или класс натуральных чисел.

В наше время мы можем оперировать множеством чисел, как опре­деленной величиной, которую используют в математике. Первобыт­ный человек полагал, что только бог может считать до бесконечности и обладает знанием предельного числа N. Современному человеку такое предположение не свойственно. Существуют и негативные божества, которые умеют также считать как Бог Нового Завета.

Например, Западно-африканское племя йоруба читает следую­щую молитву:

Смерть: Считает, считает, считает непрерывно, не считает меня.

Огонь: Считает непрерывно, считает непрерывно, не считает меня.

Пустота: Считает непрерывно, считает непрерывно, не счи­тает меня.

Богатство: Считает непрерывно, считает непрерывно, не считает меня.

День: Считает непрерывно, считает непрерывно, не считает меня. Паутина вокруг зернохранилища.

(В приведенной молитве гораздо чаще повторяется выражение «считает непрерывно»). Фраза: «паутина вокруг зернохранилища» представляет собой весьма таинственное выражение. Этнолог, из отчета которого взята данная молитва, считает, что она до конца не объяснима. Существует иной вариант последней строки: «Сажа вок­руг зернохранилища». По его мнению, это может означать, что сажей посыпали землю вокруг зернохранилища (для того, чтобы, в случае воровства, обнаружить следы). Таким образом, хранилище было бы защищено. Вероятно, то же самое назначение у паутины: если она не повреждена, значит никто к хранилищу не прикасался. Однако можно предположить, что паутина представляет собой прекрасную упорядоченную мандалу, что указывает на существующий тайный порядок, защищающий собственность человека.

В этой молитве для меня важно то, что она обращена к Смерти, Огню, Пустоте, Богатству и Дню - к пяти архетипическим силам, способным считать. Смерть считает всегда; если она сосчитает людей, это принесет им несчастье, ибо тогда они окажутся в ее власти. Смерть всегда отбирает у человечества и делает это, по-видимому, сознательно, зная, что тому или иному человеку пора покинуть живу­щих. Огонь всегда поглощает, быстро распространяется и сжигает все живое. Ему всегда требуется новое топливо, поэтому огонь, как и смерть, не может остановиться. Пустота также является архетипической силой. Во всех первобытных и античных мифах о сотворении мира существует либо божество, либо Пустота (с большой буквы), которую также можно назвать потенциальной возможностью сози­дания, тем «что еще не существует» и что является образом бессозна­тельного; она тоже считает. Богатство считает, это очевидно, все знают, что богатые люди считают свои деньги. И День, принцип сознания, или период созидания, тоже считает.

Перечисленные понятия - смерть, огонь, пустота, богатство и день - это образы того, что можно назвать «психической энергией, являющейся источником сознания». В связи с этим вспоминаются древние описания богов смерти. Примером может служить антич­ная мифология, в которой Смерть можно сравнить с Юпитером или Зевсом подземного мира, божеством бесконечности и хранителем сокровищ. Страна мертвых подобна сокровищнице, а бог смерти - хранителю сокровищ; он воскрешает мертвых и собирает умерших. 11о этому он - хранитель жизненной энергии, которую с помощью смета он создает и тратит. День, естественно, символичен, он иденти­чен осознанному времени и противоположен ночи.

Люди племени йоруба боятся бога бессознательного и приписывают ему демоническую способность считать. Они не хотят быть сосчитанными, желают скрыться в ночи жизни от всевидящего ока божества, грозящего гибелью.

Интерпретируя этот архетипический образ божества, иными сло­на ми, Самость, можно сказать, что он включает в себя упорядочен­ный ритм, слово Самость - это тикающие часы: раз, два, три - и смерть настигает или не настигает человека. В позитивном смысле ни часы созидают жизнь и время, а в негативном - смерть. Чело­веку присуще представление о том, что смерть - божественная сила, недущая свой счет. Эквивалентом английского выражения «his num­ber was up» служит выражение «его время истекло». Если человек умирает и необходимо отметить, что он исполнил свое предназначе­ние, то говорят, что его время истекло, имея в виду при этом, что смерть человека не была преждевременной или случайной.

Говоря религиозным языком, бог забирает человека в назначенное ему время, и ничто не может это предотвратить, даже врачи не в силах ему помочь, ибо судьба его предопределена-бог избрал число, и отозванный должен покинуть мир. В данном случае отдельное число подобно человеческому индивиду. Существует еще одно английское выражение, указывающее на сходство между отдельным числом и человеком; если мы кого-то не понимаем, то говорим, что у нас нет его числа (we have not got his number), что означает невозможность контакта с этим человеком «на его частоте». Каждый индивид живет в определенном ритме; чтобы вступить в контакт с этим индивидом, мы должны определить этот ритм.

Убеждение человека в том, что он может манипулировать беско­нечным радом целых натуральных чисел, можно назвать инфляцией, идентификацией с архетипом Самости или божества. Таковым было знаменательное открытие Джорджа Кантора различных бесконеч­ностей, периодов, которые можно суммировать, вычитать и т. п., а также степеней бесконечных периодических чисел. Одни беско­нечные числа обладают большей степенью, другие - меньшей; заблуждением Кантора явилось представление о том, что, проводя математические манипуляции над периодами чисел, человек владеет ими. Мы также ошибаемся, полагая, что статистические данные являются истиной, ибо в действительности речь идет об абстракции, а также об идентификации с божеством. Существует миф племени навахо, иллюстрирующий (в игровой форме) вышесказанное. Об этом немного позднее.

Расчет вероятности был изобретен двумя великими людьми: французским математиком и философом Блезом Паскалем и фран­цузским математиком всех времен, Пьером Ферма. Один игрок обра­тился к Паскалю с просьбой разработать систему игры, которая позволила бы ему выигрывать. Эта проблема особенно остро стоит в Италии, где систематичность играет значительную роль в государ­ственной лотерее. Многие одаренные математики отправляются играть в Монте-Карло и другие места, т. к. у каждого из них своя система игры. Заинтересовавшись с точки зрения математики этим вопросом, Паскаль завязал переписку с Ферма. Нельзя с уверен­ностью сказать, кому из них первому эта мысль пришла в голову, однако в процессе их переписки был открыт расчет вероятности. Таким образом, исторически, корни теории вероятности лежат в игре. В первой лекции я попыталась изложить в популярной форме расчет вероятности или принципы статистических расчетов и указала на то, что физики и математики обращаются в этом вопросе к игре. Это позволяет заключить, что в основе подхода к расчету вероятности лежит архетип игрока. Вернемся к рассказу о племени навахо.

Некогда у племени навахо был выдающийся вождь, которому принадлежали все жемчуга и сокровища племени. Охраняя сокровища, он жил в уединении. У него был большой бирюзовый камень, Которым жаждал обладать бог Солнца. Хотя у самого бога был совер­шенно такой же камень, ему хотелось завладеть и камнем вождя. Для этого бог породил сына от женщины скал и воспитал из него прекрас­ною и удачного игрока. Настало время и он послал сына на землю с целью выиграть у вождя все сокровища, включая и большой бирюзовый камень. Сын все выполнил, но камень оставил себе. Бог Солнца страшно разгневался. И тогда он породил еще одного сына от жен­щины скал и также воспитал его, но при этом научил еще и обманывать с помощью зверей.

В мифологии североамериканских индейцев и индейцев майя нот мотив играет важную роль. Звери помогают тем, кто борется за правое дело. Например, существует знаменитая «Книга советов» («Попол-Вух»), эпос племени киче (майя), герои которого сражаются с богами преисподней, убившими их отцов. Они играют в игру, напоминающую баскетбол, в которой не в силах выиграть, потому что боги преисподней сильнее их. Однако в определенный момент маленький кролик вбегает в ворота, люди ошибочно принимают его за мяч и считают, что победили не боги, а герои. Они выиграли благодаря кролику и теперь могут обезглавить богов и отомстить за отцов.

В легенде племени навахо происходит то же самое: игрок бросает иызов игроку и благодаря животным (как, не говорится) один из них, СЫН Бога, выигрывает у другого. Затем он вручает большой бирю-ювый камень своему отцу, богу Солнца, который награждает его Мастью и обширными землями.

В контексте психологической интерпретации мифа можно сказать, что бог Солнца является аналогом Дня, Смерти, Огня и Пустоты из молитвы племени йоруба. Он также является богом прин­ципа сознательного в бессознательном. Его можно было бы назвать светом природы (lumen naturae). Поэтому Бог Солнца может счи­тать до бесконечности и ведает обо всем, что относится к играм. Он руководит сознанием первого игрока и обучает его уловкам и хит­ростям. Но первый игрок впадает в инфляцию. Обучившись у бога солнца уловкам, он не желает отдавать ему то, что божество требует в благодарность за его обучение. Герой находится в состоянии инфляции, он обречен, ибо бог Солнца создает второго игрока, человечного и скромного, а также достаточно честного, чтобы вернуть богу большой бирюзовый камень. Игрок знает, что победил благо­даря уловкам, которым его обучил бог Солнца, и помощи животных, что является решающим фактором. Герой верен своим инстинктам и не впадает в состояние инфляции.

Состояние инфляции - это измена своим инстинктам. Человек обладает инстинктивной защитой от инфляции. Все мы часто впа­дали в состояние инфляции и знаем, что в таком состоянии человек чувствует себя тревожно. Словно перед падением с лестницы у чело­века возникает предчувствие, он ощущает нечто вроде угрызений совести, какое-то недомогание, и тогда его быстро настигает возмез­дие за инфляцию, человека сбивает машина и т. п.

Поэтому люди, которые недооценивают расчеты вероятности и статистические данные как полноценные инструменты человече­ского разума и в душе считают, что в состоянии одержать победу над природой и установить любую истину в последней инстанции, нахо­дятся в состоянии инфляции, втайне идентифицируя себя с богом Солнца. Подобное влечет за собой серьезные последствия. Усугуб­ляет ситуацию тот факт, что инфляции всегда сопутствует заблуж­дение и глупость, которые характеризуют современную ситуацию в естественных науках. Не следует утверждать, что все люди таковы. Есть ученые, с которыми можно обсуждать эти факты, которые осо­знают, что с помощью статистических данных и расчетов вероят­ности можно реконструировать абстрактную модель природы, не охватывая полностью реальную действительность. Человек, владея недостаточной информацией о мире, продолжает разгадывать бес­численное количество тайн и познавать возможные пути исследо­вания реальности.

По вине Д. Кантора, инфляция затронула и математику, что явст­вует из тех методов, которыми пользуются математики, манипулируя бесконечной величиной N. Расхождение между подходом к беско­нечности как к единому целому в отличие от целого натурального числа - одно из противоречий современной математики. Подобное противоречие существует между научным экспериментом и прори­цанием оракула.

Позволю себе дать определение понятия прорицающего оракула.

Произвольно выбирается некоторое число, например из сосуда с камешками достают несколько камешков и пересчитывают их. Оно может быть выбрано также методом разбрасывания куриных косто­чек на расчерченные красные или белые участки песка. Для этого

Используется «Книга перемен» с бросанием монет по принципу «орел решка», или палочки, по которым определяется психо-физическое состояние человека.

Таким был первый шаг человечества в направлении к созданию того, что можно назвать системой для исследования реальности. Возможно, первобытный человек до появления оракулов полагался только на свои сновидения и инстинктивные бессознательные предчувствия.

Существует, например, племя североамериканских индейцев Паскали, живущее по соседству с эскимосами Аляски. В племени, быстро вымирающем от голода, осталось всего 100-200 человек. основной продукт их питания-жир канадского оленя карибу. Образ их жизни отличается примитивностью. Согласно антропологическим представлениям, можно утверждать, что они ведут весьма своеобразную жизнь. Небольшие, обычно семейные, группы, (15-20 чело­век) кочуют по территории. Мужчины охотятся, а женщины занимаются собирательством (ягод и т. п.). Они не занимаются земледелием И относят себя к первобытным охотникам-собирателям. Один раз в год все племя встречается в определенном месте для продажи мехов и приобретения продовольствия. У них нет организованной религии и ритуалов. Религия представляет собой естественное инстинктив­ное явление, поэтому в организации духовной жизни представители Племени ориентируются на свои сновидения.

По их представлениям в сердце каждого человека живет Мистап"эо, великий человек, посылающий сновидения для того, чтобы Человек испытал в них что-то и, сопоставив, сделал свои выводы. Они утверждают также, что Мистап эо очень любит, когда человек нагляд­но изображает мотивы своих сновидений. Поэтому индейцы мотивы своих сновидений вырезают на дереве или на маленьких подносах, изготовленных из древесной коры; это служит для них духовной ориентацией. Иногда они обсуждают между собой увиденные сны. А если кто-нибудь из племени увидит особенно впечатляющий сон, ГО его превращают в песню, которую поет все племя. Такие песни совершенно примитивны. Приведем следующий пример.

Одному мужчине однажды приснился сон, что его жена спит С чужим человеком. Как и у эскимосов, у индейцев наскапи сущест­вует обычай (разновидность «права первой ночи») в первую брачную ночь предлагать гостю свою жену. По представлению примитивного человека, чужой человек всегда опасен и опасения подкрепляются тем, что часто чужеземцы приносят неизвестные индейцам болезни. Не так давно племя индейцев наскапи настигла тяжелая волна гриппа, который подхватил у европейцев один из представителей племени. Из-за отсутствия иммунитета против этой болезни поло­вина племени, заразившись ею, вымерла. Та же участь постигла и многие эскимосские племена. Таким образом, индейцы, испы­тывая физиологическую и психологическую угрозу со стороны чужеземцев, пытаются отвести ее, предлагая им своих жен. При этом они руководствуются убеждением, что чужеземцы таким обра­зом становятся членами их семьи, а значит благожелательными и безопасными.

Индеец, которому приснился вышеназванный сон, обдумав его, решил, что в этот день он должен подстрелить оленя. Этнолог Франк Шпек, поведавший эту историю, упустил, к сожалению тот факт, каким образом индеец пришел к такому заключению. Однако, учиты­вая примитивную психику индейца, можно составить следующую цепочку умозаключений. Нечто новое должно войти в его жизнь, что связано с образом его жены; это событие позитивное и безопасное, поэтому в тот день, в который ему приснился сон, должно произойти нечто подобное.

Учитывая то обстоятельство, что этот индеец почти умирал с голода, единственным положительным событием, которое могло произойти, была добыча оленя, означавшая неголодное существо­вание в ближайшие две недели. Племя вынуждено бороться за свое выживание, поэтому оно ведет счет каждого убитого медведя или оленя. Совершенно логично, что индеец действительно убил оленя и сложил песню: «Моя жена спит с чужим, и я убью оленя». Эту магическую песню некоторое время повторяли остальные члены пле­мени с целью обеспечить благоприятную ситуацию и возможность убить оленя. А первоначально это было психологическим событием индивида, сновидением индейца племени наскапи.

Возможно, это служило человеку ориентиром до применения оракула, который предполагал дальнейший прогресс и дает начало развитию науки. В этом случае возникает вопрос о принципе вероят­ности. Если человеку снится сон, что его жена спит с чужим, то не исключена вероятность, что человек подстрелит оленя! Это с точки зрения племени наскапи. При условии культурного развития пле­мени, индейцы, например, могли изваять оленя и петь песню в надеж­де, что эти магические действия приведут к удачной охоте.

Люди с магическими воззрениями на окружающий мир не верят, что магия подобна абсолютному закону. Они считают, что совер­шают охотничий ритуал в надежде на успех, но несмотря на боль­шую его вероятность, успех может и не сопутствовать им. Они объ­ясняют это вмешательством злой силы, злого колдуна, применивше­го черную магию и нарушившего процесс. Или же винят себя в том, что, выполняя магический ритуал, не смогли войти в надлежащее психологическое состояние, поэтому он не сработал. Подобным образом они объясняют случай своей неудачи - как определенную вероятность, а не закон природы.

Допустим, что индейцы вырезали из дерева фигуру оленя и совер­шали над ней магический обряд, сопровождаемый пением. После этого им удалось бы подстрелить оленя. Тогда возникает вопрос: веро­ятно ли предвидеть успех или неудачу самого магического ритуала.

Здесь уместно говорить о концепции случайности. В определен­ной степени это вопрос удачи, так сказать, шанса, что для племенного человека означает вмешательство божества, действие колдуна или же действие собственных психических сил. Иногда удача изменяет ему, и перед ним встает проблема, как заранее определить степень вероятности удачи. Он может, например, бросить монету. Если это предскажет неудачу, то он считает, что он неправ или боги отказали ему в помощи и что если он даже совершит магический обряд перед охотой, то и это не поможет ему. Таков краткий путь, освобождаю­щий индейца от выполнения рисунков или ритуальных танцев. Он уже знает, что судьба ему не благоприятствует, и он может сберечь силы и направить их на поиск иных путей, позволяющих обойти неудачу стороной. Это рассуждение индейца можно назвать первым смутным проблеском научного мышления. Вычисляется степень вероятности, используются некоторые математические и другие средства с целью сэкономить энергию и хоть отчасти разъяснить ситу­ацию неопределенности, которая характерна для жизни человека в условиях естественной природы. Возможно, такой подход - источ­ник некоторых техник предсказания.

Обратимся к вопросу различия числового предсказания и других способов прорицания. Существует бесчисленное количество спо­собов, по моему мнению, катализирующих бессознательное знание, которым обладает человек. В таких случаях используются не числа, а хаотические рисунки. Среди европейцев широко используются для гаданий чаинки, кофейная гуща и многое другое.

Как уже говорилось, в Африке в большинстве случаев прогнозы составляются по рисунку куриных косточек, разбросанных по земле.

В Швейцарии в кантоне Ури есть деревня, в которой церковь и кладбище расположены на двух берегах небольшой речки. Во время похорон гроб несут в церковь по мосту, к которому ведет сухая гли­нистая тропинка. В сухую погоду на ней образуются трещины. Сле­дуя за гробом, люди всматриваются в эти трещины и по их располо­жению определяют, кто умрет следующим.

Много лет назад мне довелось консультироваться у голландского хироманта Спира, автора известной книги по вопросам хиромантии. Он обладал невероятным количеством научных знаний, он изучил все линии, расположенные на ладонях человека. Но он не рассматри­вал их на руке, а посыпал руки сажей, затем делал отпечатки на листе бумаги и читал по этим отпечаткам. Это был потрясающий медиум. Я отказалась от предсказания своего будущего, но попросила его рас­сказать о моем прошлом. Он описал все в точности. Он даже увидел операцию, которую мне сделали двумя годами раньше. Это меня очень заинтересовало. Мы с ним пили кофе, я настоятельно выпыты­вала, как это у него получается. Он признался, что является медиу­мом, который обладает знанием о человеке, явившемся к нему. Он не располагает точными сведениями, но проецируя свое бессознатель­ное знание на линии руки, он делает эту информацию доступной для себя и клиента. Линии руки являлись катализаторами, переводив­шими его бессознательное знание в сознание, то, что Юнг называет абсолютным знанием бессознательного и что, как мы знаем из снови­дений, действительно существует.

Бессознательное знает: оно знает и прошлое и будущее, хранит сведения о других людях. Порой мы видим сны, из которых узнаем нечто, происходящее с другим человеком. Большинство психоанали­тиков знает, что провидческие и телепатические сновидения доволь­но часто посещают почти каждого человека. Знание бессознатель­ного Юнг назвал абсолютным знанием. Медиум - человек, облада­ющий даром воспринимать абсолютное знание бессознательного. Обычно это объясняется относительно низким уровнем сознания, некоторыми странностями и нравственной ущербностью, а порой преступными наклонностями, пьянством и т. п. Медиуму, как пра­вило, угрожают опасности, обусловленные упомянутыми факторами.

В основе почти всех нечисловых методов прорицания лежит рас­познавание хаотических рисунков того или иного рода, фактически сходное с тестом Роршаха. Начинается со взгляда на рисунок, затем представляется нечто фантастическое. Хаотичность рисунка смущает Сознание. Каждый из нас мог бы быть медиумом и обладать абсолют­ным знанием, если бы яркий свет нашего сознания, нашего эго не при­глушал его. Поэтому-то медиуму требуется некоторое снижение мен­тального уровня и переход в транс, в сходное со сном состояние, позво­ляющее «вытащить» знание медиума на поверхность. Я замечала, что В состоянии крайней физической усталости я внезапно приобретаю абсолютное знание. В таком состоянии я значительно ближе к нему. Однако выспавшись, я утрачиваю эту удивительную способность. Это объясняется тем, что абсолютное знание подобно горящей свечи, и если горит электрический свет сознания эго, то пламя свечи стано­вится незаметным. Глядя на хаотический рисунок, человек бывает сбит с толку, не может в нем разобраться. При взгляде на карту Роршаха, на совокупность точек, у человека рождаются бессознательные фантазии И возникает, например, образ слона или что-нибудь подобное.

Таким образом, определенная информация может быть добыта из бессознательного при рассмотрении определенного рисунка. При этом прорицатель, колдун, обладает даром медиума. Для прорицания он может использовать чаинки, кофейную гущу или кристалл, в све­товых бликах которого наблюдается хаотический рисунок и некото­рая упорядоченность.

Первобытные люди с этой целью часто смотрели в сосуд с водой или, как люди из вышеупомянутого кантона Ури, рассматривали тре­щины на глиняной тропинке или же беспорядочные рисунки. Это действие стирает сознательные мысли, и на поверхность всплывает из бессознательного интуиция. Именно это и происходило с выше­упомянутым хиромантом. Его признание объяснило мне, почему столь часто в технике прорицания используются хаотические рисун­ки для получения информации. По-моему мнению, этот примитив­ный способ вновь был открыт в тесте Роршаха.

Во время психотерапевтического сеанса, например, очень важно побудить анализанда рисовать абстрактные рисунки - сначала нане­сти несколько точек (по тексту Роршаха), а затем найти сходство с конкретным образом, например, со слоном. Как правило, если спро­сить анализанда, каким образом он нарисовал картинку, то он объяс­нит, что начал, скажем, с точки, похожей на кролика, затем дорисовал хвостик, а потом всю картинку, используя свою бессознательную фан­тазию. Это один из источников прорицания; другой - стимуляция сновидений в дневное время. Не дожидаясь ночных сновидений, можно стимулировать сон в дневное время, подолгу вглядываясь в точку или хаотичный рисунок. Возможно, мы постоянно видим сны, не только ночью, но и днем. Просто из-за яркости сознательного образа жизни мы этого «не замечаем»

Вышеизложенное подтверждается следующим фактом. При наблюдении ошибок в речи или мыслях человека, можно заметить, что они, как правило, связаны с его сновидениями, увиденными накануне или по происшествии времени. Так, человек хочет сказать «м-р Миллер», а произносит «м-р Джонсон», удивляясь при этом своей оговорке. Но, как правило, либо накануне, либо на следующий день ему снится м-р Джонсон, уже присутствовавший в его созна­нии. Иногда случайно выскальзывает имя человека, о котором не вспоминалось лет тридцать, и после этого он появляется в сновиде­нии. Возможно, он уже снился днем, но этого не осознаешь и заме­чаешь только благодаря простой оговорке.

Этот факт был замечен Фрейдом, который определил сходство речевых оговорок со сновидениями. Следует сказать, что в обоих случаях информация о чем-то, происходящем в бессознательном, весьма схожа. Следовательно, процесс сна продолжается и в дневное время. Взгляд на хаотический рисунок подобен минутному погру­жению в сон, получению информации о фантазиях и снах в бессозна­тельном. Через абсолютное знание бессознательного человек полу­чает информацию о внутренних и внешних ситуациях.

Но каким образом хиромант Спир получил информацию о моем прошлом, являющуюся собственностью моей памяти? О моем про­шлом, которое только я помню и в которое только я могу проник­нуть? Хиромант поведал мне также и о моем характере. Мне показа­лось, что мой собеседник относится к такому же психологическому типу, что и я. Позднее я провела исследование. Я общалась с хиро­мантами, астрологами, людьми, более или менее мне знакомыми, и обнаружила, что все они по-своему правы в своих письменных заклю­чениях обо мне. Но если бы вам довелось их читать, то вы заметили бы,что они весьма различны, а при более внимательном рассмотре­нии обнаружили бы нечто характерное для каждого из них. Иными словами, информация фильтруется личностью медиума или прорица­теля, составителя гороскопа или хироманта, теми, кто проникает в область психики другого человека, родственную их собственной. Все они говорят правду, но только частично.

Таков мой ответ. Я не располагаю достаточным количеством информации для создания теории, для определенных выводов, но мне представляется это верным, ибо то же самое происходит в повседнев­ной жизни. Мы можем прикоснуться только к тем граням другой лич­ности, которыми обладаем сами. Этим объясняется существование людей, которых аналитики не в силах анализировать. У аналитиков нет, образно выражаясь, их номера, они могут в большей или мень­шей степени контактировать с ними, но понять их могут лишь до определенного предела. Чем выше уровень сознания, тем выше спо­собность понять большее количество людей. Но невозможно понять всех. Чем больше мы осознаем свои внутренние возможности, тем выше вероятность нашего понимания других людей. В противном случае аналитики будут односторонними, способными анализиро­вать людей только определенного типа, определенного типа неврозы или болезни. В этом случае аналитики будут являться профессио­налами, но, к сожалению, только в определенной узкой области.

Например, я не могу анализировать истеричных людей. В моей двадцатилетней практике не встречались пациенты, страдающие истерией, они просто ко мне не обращались. Когда я встречаюсь с подобными пациентами в непрофессиональной обстановке, то пере­до мной глухая стена. Отсутствует эмпатия. Из разговоров с колле­гами мне известно, что с ними происходит то же самое. Человеку свойственна эмпатия к другому человеку, когда тот находится в опре­деленном состоянии, тогда как в ряде остальных случаев аналитик беспомощен. Я надеюсь, что со временем приобрету некоторые исте­рические черты и тогда смогу понимать истериков. Это одно из моих сокровенных желаний, но такого состояния я еще не достигла. Я счи­таю это своим недостатком, но ничего не могу поделать и полагаюсь на время, которое может все изменить.

Насколько мне известно, то же самое относится и к технике про­рицания. У прорицателей я всегда наблюдала частичное понимание моей личности (частичное знание моего номера), у меня никогда не было гороскопа или предсказания хироманта, которые были бы исчер­пывающе полными. Чем объясняется то, что все гороскопы являются верными? При рассмотрении замечаешь, что гороскоп - это фото­графия. Происходит то же самое, что с фотографией, которая вос­производит всего лишь сиюминутное состояние личности. Этим и объясняется невозможность долго смотреть на фотоснимок. Если на письменный стол поставить фотографию любимого человека, то через некоторое время её следует убрать, поскольку она становится мертвой. Некоторое время она «говорит» но потом появляется чувство, это уже не личность, а всего лишь бездушный листок бумаги. Следовало бы иметь 365 снимков этого человека, по одному снимку в день, чтобы всегда сохранялось свежее впечатление, ибо фотогра­фия это всего лишь догадка о личности, на которой отшлифована лишь одна его грань.

Вышесказанное справедливо не только для прорицания, относя­щегося к человеку, но и к ситуации. В первобытном племени сущест­вует значительно большая вероятность правоты, ибо первобытные сообщества вели образ жизни, содержащий некое мистическое соучастие (participation mystique). Они были подобны единому телу. Если голодал один человек, то было обеспокоено все племя. В прими­тивных сообществах и среди людей, подвергающихся большой опас­ности, всегда делятся всем, и не потому, что люди более благородны, чем мы, а потому, что они понимают, что сегодня один подстрелил оленя, а через две недели эта удача будет на стороне другого.

Когда я купила участок земли в Боллингене, жители пришли ко мне и сказали, что все они являются добрыми соседями и постоянно друг друга выручают. Это действительно так. Если вы отправитесь туда зимой и ваша машина застрянет в снегу, соседи вытащат вашу машину. Весь поселок состоит из пяти домов. Все люди, как и поло­жено, недолюбливают друг друга. У каждого свои проблемы в личной жизни, разногласия, связанные с наследством, но выразить свое недо­вольство ни один не может себе позволить, ибо все представляют собой сообщество, связанное общей судьбой (Schicksalsgemeinde).

Так, из пяти альпинистов, идущих в одной связке, ни один не может позволить себе затеять ссору. Таковыми были и первобытные сообщества людей. Для прорицателя племени, разбрасывающего кос­точки, чтобы узнать, пойдет ли дождь, будет ли удачной охота, ответ столь же важен, как и для окружающих его и наблюдающих за ним людей. Все племя охвачено общей заботой. Это сопряжено с боль­шой психической нагрузкой, что вдохновляет прорицателя на извле­чение из своего бессознательного информации, необходимой в опре­деленной ситуации и не связанной с его личными проблемами.

В случае неудачного прорицания делается вывод, что у прорица­теля имеются личные невротические проблемы, которые он проеци­рует на предмет прорицания. Если бы у вышеописанного хироманта были проблемы, связанные, например, с его супругой, то он мог бы мне нагадать любовные неудачи, что не соответствовало бы дейст­вительности. Поэтому неудачный прогноз объясняют обычно проек­цией личных проблем прорицателя, которые «вытесняют» проблемы клиента. Личная проблема каждого является общей проблемой сооб­щества, связанного единой судьбой. И прорицатель не должен про­ецировать свои личные пустяковые проблемы, чтобы действовать правильно и из коллективного бессознательного извлечь ответ на вопрос, поставленный группой.

Существует более высокая техника оракула, в которой использу­ются числа или хаотические рисунки. Например, в старейшем китай­ском оракуле панцирь черепахи держали над огнем и рассматривали линии, которые образовывались при растрескивании панциря. По этим линиям считывались судьбы людей. Рисунок панциря черепахи также не является случайным, он разделен на квадраты, напоминаю­щие матрицы, но не по прямой, а несколько неупорядоченно. То же самое можно сказать о кристалле, который имеет определенную кон­фигурацию, но постоянно меняющиеся световые блики при повороте кристалла. При взгляде на бриллиант можно заметить, как световые блики отражаются лучами различного цвета, и при этом наблюдать чередование случайного узора и упорядоченность.

Это явление послужило применению особой техники прори­цания. Наиболее примитивными оракулами являлись случайные рисунки, имеющие место в тесте Роршаха. Позднее они приобрели некоторую упорядоченность. Примером может служить оракул неко­торых племен Африки, в котором используются куриные косточки. Существует и более сложный способ, с использованием красной, черной и белой палок и с последующим разбрасыванием косточек. В результате усовершенствования техники оракула формировалась определенная теория. Если больше косточек попало на красно-чер­ную полосу, это, означает неудачу и т. д. На случайный порядок распо­ложения накладывается некоторого рода матрица: либо две полосы, либо прямоугольная система координат, либо какой-то природный материал, после чего разрабатывается теория. Согласно принятой теории, можно делать заключения: если дело обстоит таким обра­зом, это означает то-то, а если другим - иное. Теории оракула пред­шествовало внезапное предчувствие человека, что, например, некая трещина или хаотический рисунок что-то означает.

Существовали и другие техники, возникшие значительно раньше, чем все рациональные и научные. Они пришли в Европу В VI В, ДО II. Э., в центральную Азию - намного раньше, но при взгляде на историю человечества тоже недавно. Оракул я назвала бы настоящим началом науки, ибо случайный рисунок был матема­тически упорядочен с помощью линий, матрицы, системы координат или чисел.

Числа всегда использовались в двоичной форме, ибо прими­тивный разум (да и сами мы, находясь в практической ситуации) не может заниматься тонкостями. В суровых условиях первобыт­ной жизни вопросы были просты: отправляться ли в путешествие, выживу или умру, обманывает ли жена, будет ли больной ребенок жить или он умрет. На все жизненно важные вопросы примитивный разум отвечал утвердительно или отрицательно. Таким же образом настроена и наша весьма развитая логика - на ответ «да» или «нет», плюс или минус. У нас двухпозиционная логика, и в нашем сознании тоже две позиции. Например, примитивные люди обычно не вникают в детали интерпретации сновидений. Они решают один вопрос, хоро­ший это сон или плохой, что аналогично ответам «да» или «нет». Если сон хороший, они продолжают вести обычный для них образ жизни, а если плохой, они на некоторое время перестают кочевать. Эту простейшую проблему они решали следующим образом. У них не было развитых теорий сновидений. Если римский сенатор считал, что ему приснился плохой сон, и при этом не мог его истолковать, он просто оставался в постели весь день и не шел в сенат. Известны мно­гочисленные случаи подобного поведения.

Анализанды, которые сообщают мне, что видели ночью хороший или плохой сон, порой заблуждаются. Это не всегда соответствует истине, ибо, анализируя сновидение пациента, названное им плохим, я нахожу сновидение обнадеживающим, а названное хорошим - ничего хорошего не предвещающим. Пациенты также мыслят весьма примитивно. Если первое впечатление от общей картины сна кажет­ся хорошим, человек радуется и утверждает, что видел хороший сон. Современный человек практически не изменился. Остались без изме­нения и основные, жизненно важные проблемы человека. Для того, чтобы упорядочить хаотичные рисунки или беспорядочное состоя­ние, применяются матрицы или числа. Прежде они служили для полу­чения четкого ответа: да или нет Бросают монеты (орел или решка), или камешки, которые затем считают, раскладывая на две кучки, получая либо четное, либо нечетное число. В зависимости от условия четное или нечетное число будет означать «да» или «нет»,- ответы, лежащие в основе Книги Перемен, двоичной числовой системы, «Таким образом, система проникла в осознание человека.

Переход от случайного рисунка (рисунка Роршаха) как источ­ника информации к рисунку, имеющему геометрический или число­вой порядок, связан с возникновением общей теории оракула. Напри­мер, если косточек больше на одной стороне, то ответ оракула небла­гоприятен, а если косточек больше на другой стороне, то ответ благоприятен,- в основе этого предсказания лежит определение: да или нет. При использовании же двоичной системы (например, каме­шек) сообщается не только прогноз события (информация бессозна­тельного), но и возникают закономерности, которые могут благо­приятно или неблагоприятно сказаться на действии. В некоторых первобытных сообществах это представление всегда было связано с понятиями хорошего и плохого, подобно нашим наивным рассужде­ниям о хороших и плохих сновидениях.

Для китайцев характерен иной подход. Они рассматривали собы­тия с точки зрения их соответствия началам ян и инь - мужскому и женскому принципам, активному и пассивному, светлому и тем­ному. Им свойственен более мудрый подход, при котором ничто не яв­ляется абсолютным злом или абсолютным добром. По их представле­нию, при использовании двоичной системы более важно не получе­ние утвердительного или отрицательного ответа с оценкой «хорошо» или «плохо», а восприятие ответов как различных вариантов ситуа­ций, в которых целесообразен тот или иной тип поведения. Сами по себе инь и ян не являются ни плохими, ни хорошими. По китайским понятиям, любое из этих начал может быть и хорошим, и плохим, что является иной категорией. Если преобладает ситуация инь, то сле­дует вести себя по правилам инь, а в случае преобладания ян - по правилам ян.

Таким образом, данный бинарный порядок может быть оценоч­ного характера, (благоприятно - неблагоприятно), а также может относиться к категории поведения, ритму существования, что, по моему мнению, является более совершенным подходом, ибо он лишен субъективности. Эгоцентрический подход ко всему весьма примитивен. Рассматривать события с точки зрения благоприятство­вания для своего эго - это примитивная и эгоцентрическая позиция.

У китайцев был индивидуальный подход и философский взгляд на вещи, они считали, что если что-то плохо для одного человека, для другого это может быть хорошо. Они рассматривали все сущее в совокупности, что является первым шагом к научному подходу. Их подход и метод представляют собой то, что мы называем эксперимен­тальным, ибо у задающего вопрос математический подход к хаосу существующего и определенным выводам. Современный экспери­ментатор также ставит перед собой задачу и с помощью математиче­ского подхода и результатов эксперимента делает выводы. Можно сказать, что оракулы стояли не только у истоков теоретической, но и экспериментальной науки, когда эти области еще не были разъеди­нены, а представляли собой единое целое.

Шаг вперед был сделан тогда, когда человек начал задумываться о природе. Знания развивались, образовывались различные направле­ния в науке. Вообразите себе современный эксперимент с использо­ванием косточек по образцу И Цзин. У них общий корень. Некогда они были аналогичны, однако один элемент стал развиваться, а дру­гой остановился в развитии. Великой проблемой теперь является интересный и волнующий фактор случайного.

В экспериментах случайности являются досадной помехой. Если опыт не удался, если случилось нечто неожиданное, например результат не совпадает с математическим прогнозом, то ученый впа­дает в отчаяние. Существуют два варианта. Если расчет был оши­бочным, в этом случае ученый вносит изменения в математический аппарат или манипулирует математическим уравнением. Или он пытается выяснить причину случайности - возможно, было слиш­ком жарко, или была какая-то неисправность в аппаратуре. Естест­венно, что результаты научного эксперимента никогда не будут признаны достоверными, если эксперимент выполнен однократно. Однажды один электрохимик признался мне, что считает результат эксперимента достоверным, если при пятидесятикратном его повторении во всех случаях получен одинаковый результат.

Таким образом, случайность - это враг опыта, который должен быть исключен по возможности большим числом повторений. Если погрешность вызвана неправильной компоновкой, температурой, усталостью материала и т. д., ученый делает все, от него зависящее, чтобы в следующий раз это не повторилось, чтобы результат во всех случаях был одинаковым. Естественно, случай - объективный фак­тор, о котором в науке говорят как о досадной случайности и достой­ном сожаления факте.

Связь между расчетами, основанными на теории вероятности, и статистическими расчетами очевидна, ибо они представляют собой инструмент, позволяющий исключить случайность. М-р Кеннеди недавно рассказал мне, что страховые компании, с целью исключить случайности, широко используют в статистических расчетах игру. Им необходимо исключить случайность, поэтому они сначала исклю­чают самоубийства, которые вносят погрешности в среднестатисти­ческие данные о безопасности автомобилистов, которые им необхо­димо получить. Это не всегда удается, ибо случайность исключить невозможно. Так, в английском судопроизводстве непредвиденный страховыми компаниями случай определяется как вмешательство Бога. Таков официальный термин! Случай есть вмешательство Бога.

Когда я читала лекции в Женеве, один физик спросил у меня, какова архетипическая основа случая. В то время я над этим не заду­мывалась, и вопрос удивил меня. Для примитивного сознания слу­чайность отсутствует. То, что мы научно называем случаем, есть дей­ствие Бога или одного из богов. В политеистической религии случай объясняется действием бога или духа, или магической силы и исключается существование бессмысленных и произвольных событий, поскольку каждый случай-результат божественного вмешатель­ства. Архетипом случайности можно назвать архетип игры. Человек-игрок всегда «разрывается» между двумя возможностями - основы­ваться на собственной системе или доверять тому, что я назвала бы бессознательным, а игрок - богом, удачей и т. п.

Я помню, что в молодости я увлеченно играла в бридж. Выиг­рыш или проигрыш не составлял денежного интереса. Сначала мне было просто интересно играть, но потом я подумала, что, играя еже­дневно или по нескольку часов каждое воскресенье, я могу утратить этот интерес. Однако интерес у меня не пропал, поскольку я заду­мала играть со своим бессознательным (в то время я не была знакома с психологией). После раздачи карт я закрывала глаза и пыталась представить себе, хорошие мне выпали карты или плохие. Я очень радовалась, отгадав правильно. Позднее, садясь за карточный стол в воскресенье, я уже знала, повезет мне в этот день или нет. То есть я каждый раз соприкасалась с тем, что называется абсолютным зна­нием бессознательного. Было интересно каждый раз проверять нали­чие этого знания.

В большинстве случаев игра представляет собой смесь случай­ности и расчета. В определенной степени можно пользоваться рас­четом, но всегда присутствует фактор случайности. Многие игры в кости или в карты, как правило, основаны на такой ситуации. Это доставляет удовлетворение, ибо напоминает жизнь, нечто, что под­дается некоторому упорядочению с помощью разума. Если вы разум­ны, то вы обладаете большим шансом на хорошую жизнь, нежели если вы разумом не обладаете, но при этом в определенной степени всегда проявляется вмешательство Бога. В большинстве случаев игры отражают жизнь: можно надеяться на свой разум, но всегда можно ожидать вмешательство случая. Игры такого типа наиболее распространены и любимы.

Иначе обстоит дело с шахматами, ибо здесь вопрос решается только интеллектом. Если вы обладаете превосходными математиче­скими способностями, то вероятность выиграть у вас больше, чем проиграть. В то же время вы развлекаетесь, ибо психологический фактор присутствует и здесь. Я плохо соображаю в этой игре, но если сержусь, то соображаю лучше. Долгое время я играла в шахматы со своим отцом. Мы играли быстро, не задумываясь, не профессио­нально. Играли как дети, по две партии за один вечер. Первую пар­тию я всегда проигрывала, даже если очень старалась. Но я всегда выигрывала вторую партию, без исключений, ибо проиграв первую партию, я впадала в ярость, приобретала либидо, концентрировалась, и мои способности резко возрастали.

Если у вас хороший день, это значит, что ваше либидо присутст­вует, а математические способности функционируют, если плохой день - вы в плохой форме и не можете сосредоточиться. Даже со средним уровнем интеллекта человек не сможет сыграть хорошо, если отсутствует психологический фактор и вероятность случай­ности. Вовлечение в игру бессознательного делает ее, безусловно, волнующей. Люди, любящие игры, считают, что этот фактор играет важную роль. Интерес к игре, в частности, обусловлен игрой с Син­хронией, игрой с собственным бессознательным, игрой со своим настроением, в противном случае интерес к игре был бы утрачен. Если человек играет на деньги, то это просто символ, игра с бессозна­тельным либидо замещается игрой на деньги, которые символизи­руют психическую энергию. Игроки жаждут выигрывать, но в боль­шинстве случаев игра происходит не ради денег. Деньги - своего рода символ психической энергии, символ той силы, с которой они играют.

Каково же различие между современным научным эксперимен­том и прорицающим оракулом? В эксперименте исключается слу­чайность, вытесняется за его рамки и остается то немногое, что не может быть исключено. Подобный подход раздражает человека, ко ученый настаивает на том, что случаем можно пренебречь. В прорицании осуществляется иной, вспомогательный, подход, исходящим именно из случая и считающий случай основой. Вы берете монету и бросаете ее, в этом случае информацией будет являться то, что выла дет - решка или орел. Поэтому в одном случае случайность явля­ется источником информации, а в другом - помехой, или фактором, который требуется исключить. Эти факторы, говоря современным научным языком, взаимодополняющие. Экспериментатор исключает случай, а оракул ставит случай в самый центр. Эксперимент основан па повторении, предсказание - на однократном событии. Экспери­ментатор использует в качестве источника информации расчет веро­ятности, а оракул - отдельное единичное число.

Каким образом число может дать информацию о том, что проис­ходит в бессознательном?



предыдущая глава