окулус | статьи | популярная астрология | голливудские истории

Голливудские истории
Страсти по Гибсону

" Это фильм о вере, надежде, любви и прощении "

Мел Гибсон

Было бы несправедливым описывать жизнь Голливуда без такой личности, как Мел Гибсон. Ведь его последний фильм "Страсти Христовы" всколыхнул весь цивилизованный мир, вызвал самые настоящие страсти по Гибсону. Одни упрекали его в натурализме и кровавости, другие видели в нем режиссера, гениально поставившего фильм о Христе. Известный православный протоирей Андрей Кураев, посмотрев фильм высказался вполне адекватно: "Фильм мне не глянулся. Во-первых, было ощущение, что на меня давят, хотят из меня вытянуть «слёзку».

Не обошлось без авторской корректуры Евангелия. Самая резкая из них – это начало фильма. Гефсиманское борение Христа. Согласно Лк 22,43, в эту минуту «явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Но в фильме Гибсона приходит сатана, и приходит, конечно, не для укрепления, а для искушения Иисуса.

Хуже всех получилась Мать. О Матери у Креста всё, что можно сказать, сказала Анна Ахматова:

«Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел».

Гибсон посмел. Но в его обойме актёрских кандидатур не было русской актрисы Екатерины Васильевой (для того, чтобы войти в образ Богоматери она жила в монастыре). В итоге эта линия в фильме оказалась провальной. (итальянская актриса - Моника Белуччи- атеистка - как она могла убедительно воплотить образ матери Иисуса? от автора)

Что меня удивило в этом фильме – так это то, что последним полностью проигнорировано существование синдологии – научной программы исследования Туринской Плащаницы (от слова sindone – плащаница). Именно синдология допустила соприкосновение христологии и патологоанатомии (пресловутый «натурализм»). На Туринской Плащанице отпечаталось тело распятого человека, а потому научное исследование этого отпечатка дало представление о том, что происходит с человеческим телом на Кресте. Сегодня известно, каким именно бичом били Распятого. Известно, какого роста были палачи. Известно, что гвозди вбивались в запястье, а не в ладони (если гвозди вбиваются в ладони, то они разрывают кисть, и тело падает с креста). Известно и то, что при распятии смерть наступает от удушья, а Человек с Плащаницы умер от разрыва сердца (простите за ненаучный термин).

В США многие критики приписывают режиссеру фашизм и антисемитизм, однако от себя Гибсон ничего не добавил. Он ставил фильм по Евангелию. А в Евангелии ясно говорится, что иудейские первосвященники (а не Понтий Пилат) настаивали на казни Христа и что толпа коренных жителей Иерусалима (а не сходка римских легионеров) кричала «Распни Его!». Если бы Гибсон ставил учебный фильм по материалам конференции «Богословие после холокоста», то акценты и сюжеты могли бы быть совсем другими. Получился бы ремейк в стиле «Иисус Христос суперзвезда»: апостолы в джинсах, легионеры на танках…

Но Гибсон подчёркнуто буквален. Даже персонажи его фильма говорят не по-английски, а на забытом арамейском языке. Так что все претензии к его фильму сильно смахивают на попытку инициировать изгнание Евангелия из современной культуры.

Но я и сам готов сказать слово предостережения тем, кто собирается просмотреть «Страсти Христовы». Просто кино – это очень агрессивное искусство. Так когда-то отец Павел Флоренский делил искусства по степени их агрессивности, не-диалогичности. Самое диалогичное искусство – музыка. Музыка даёт некую общую тему, а чем ты наполнишь предлагаемую тебе грусть или мечту – зависит от тебя. Самое жёсткое, навязчивое, не поддающееся зрительской интерпретации искусство – это скульптура. В этой шкале книга ближе к полюсу свободы, чем кино. Слишком много подробностей кино навязывает, впечатывает в сознание зрителя. Поэтому кино «про Христа» мне вообще не нравится. Лицо актёра подменяет собою Лик. До сих пор мы говорим Тихонов – подразумеваем Штирлиц, говорим Штирлиц – подразумеваем Тихонов. Так что перед началом киносеанса на евангельскую тематику уместно напомнить: Христос нашей молитвы и Христос фильма – не одно и то же.

Но действительно существенным недостатком, по моему мнению, является то, что в фильме не совсем правильно расставлены акценты: не на воскресении, а на смерти. Я прекрасно понимаю, что фильм специально снят о страстях, но все же центральное

событие в жизни человечества это воскресение, победа, а не смерть и поражение Христа."

После рецензии Кураева возникает вопрос: почему Гибсон снял фильм о смерти Христа, а не о Вере, надежде, любви и прощении по собственному выражению Гибсона. Потому что Гибсон, рожденный под знаком Козерога снимал фильм так, как он его понимает, ведь кроме взращенного мировоззрения на творчество действует еще и механизм кармического воплощения, то есть Мел, создавая облик Христа, не вышел из рамок материального, возможно ему и в голову не пришло попытаться выйти через молитвеннно-экстатическое состояние на облик Христа, а может в его сознании именно таким предстает Богочeловек: не с его философией и могуществом, а израненный и распятый.

Осознание Бога, как и любовь, проходя через сердце каждой личности трансформируется. Гибсон принадлежит к католикам-традиционалистам, и лента органично связана с традициями Западной Церкви. Акцент на земных страданиях Спасителя не характерен для православия, плюс, пропуская идею через себя, режиссер как бы "окрасил" фильм в свои сатурнианские цвета ( черный), Сатурн - планета Козерога соответствует смерти, холоду, ограничениям и распятию. У Мела очень личностное восприятие Богочеловека.

Кино в трехмерном измерении еще не достигло того уровня, чтобы полностью передать силу транса, воздействия Божественных сил на человека, пока что этого не удавалось никому - задача сама по себе из разряда невыполнимых. Бог изначально невидим и неизобразим и печально было бы для христианства, если бы образ Богочеловека в полной мере отражался бы в творениях человеческих рук. Ведь ни одно слово не может вобрать в себя Божественный Логос, но лишь отразить Его сияние. Чтобы сияние это не рассеивалось, образ не должен уводить от Первообраза, замыкать на себе, а напротив - сосредоточить внимание зрителя на Том, Кто явлен через фильм. Нельзя забывать, что Иисус был образом Отца, и Его человеческая природа пронизана Его Божественной сущностью. ( фильмы Дзефирелли и Пазолини были лишь попытками отобразить исторический акт, но не создать образ, вернее ОН у них не получился...)

В свое время великий Станиславский кричал актерам: "Не верю!" и для того, чтобы войти в образ надо было действительно "войти в него", а это уже из области магии... Идея Гибсона снять фильм об Иисусе близка ему, потому что он - верующий и потому что космограмма режиссера, если совместить ее с сюжетом фильма , как игра в "пуззле", вполне укладывается в общую картину его личности и его "вытесненных" желаний.

Солнце Гибсона на день рождения ( 03.01.1956 - Нью-Йорк, США) находится в 13-ом градусе Козерога - " возвышенные идеи, которые руководят человеком", Луна в Деве (день рождения Девы Марии празднуется в сентябре - знаке Девы), Луна - ипостась матери- уход в детали, служение, аккуратность и ... мнительность, имеет квадратуру к Лилит в Козероге: искушения амбициями, чужой славой. Ключевое слово Козерога: "Я использую", значит искушения имеют место. Моника Белуччи, сыгравшая Деву Марию рождена под Весами (в отличие от Оливии Хассей имевшей в своем гороскопе Луну в Деве) в роли выглядит эклектичной: красивой и неприметной одновременно - Солнце в Весах в падении.

Нептун в косомграмме Гибсона (планета духовности, религии, а также иллюзий) в градусе счастливых проэктов (1-й Скорпиона) - находится в тау-квадрате к Урану (2-й Льва - "взлет и падение") и Хирону (5-й в Водолее - "творчество, соединенное с эротикой, дурная слава") что говорит об иллюзиях, фрустрациях. Нептун вводит в царство подсознания и открывает таинство медитации, изменчивого состояния сознания, дает погружение в истинную религиозность, когда молитва есть диалог, служение Богу становится судьбой человека, однако тот же самый Нептун окружает толстыми слоями обмана и самообмана, управляя искажениями восприятия. При пораженном Нептуне (а у Мела он поражен) жизнь проходит в самообмане с акцентами "вытесненного" психологического и физического садизма. За рациональное мышление отвечает Меркурий (Он в 30- ом градусе Козерога и указывает на прозрение только в том случае, если реализованы высшие планеты), побитый Ураном и Нептуном Меркурий может давать нестандартное мышление. Однако религиозная жизнь Мела (он молится каждый день), указывает на попытки " проработки" своего Нептуна, что мы и видим на экране, насколько удачно - судить зрителям. В фильме присутствует чрезмерный натурализм. Видимо, Гибсон в какую-то минуту усомнился ( луна в Деве), что сама евангельская история способна удержать внимание зрителей, и наряду с подлинной трагедией и болью, появляются акцентированные физиологические подробности: кадры, не раскрывающие новые грани смысла, но режущие глаз и нервы. Может быть, такой реализм - не так уж и плох, и кто-то из зрителей благодаря ему обратится к первоисточнику. Однако, вероятно, Гибсон хотел таким образом "подхлестнуть" зрителя, чтобы тот не расслаблялся. Но эффект вышел обратный - охая от очередного шокирующего фрагмента невольно отвлекаешься от главного: ужас совсем не в том, что ворона выклевывает глаз преступнику, пусть это и показано со всеми вызывающими дрожь подробностями, подлинный ужас - на соседнем Кресте происходит Богоубийство!

Обращаясь к космограмме, в которой, кроме пораженного Нептуна в Скорпионе, присутствует еще соединение Марса с Сатурном - две взаимоисключающие планеты в квадратуре к Плутону в 29-ом Льва. С одной стороны Марс в 24-ом градусе Скорпиона с характеристикой, не требующей комментариев: "практицизм, тихий нрав, меркантилизм, культ денег ( потратив 25 своих миллионов на фильм, Мел заработал более 210 миллионов долларов)", с другой стороны Сатурн в 30 -м градусе Скорпиона - угрюмость, хитрость, пессимизм и разочарование. Соединение этих планет указывает на мощную внутреннюю борьбу. Деструктивная энергия Марса в Скорпионе дает человека, поедаемого ядом агрессии, направленной как на мир, так и на себя, но, работая над собой, этот же самый человек может получить огромные психологические способности. Фильм создавался режиссером, которому уже давно "перевалило" за 40, и сейчас в полной мере включился Сатурн Гибсона, Марс всего лишь подключает свою "вытесненную" агрессию в эксперимент над зрителем: "Действительно ли вы любите людей и прощаете им несовершенства так, как вы говорите и считаете?" Кстати, этот же Марс находится в прямом соединении со звездой Альдзена - эта звезда связана со всеобщим уважением и почетом! Дает много детей и прекрасную семью (Мел женат один раз и жену называет "святой", по крайней мере, на публике, детей у него семеро). Также звезда дает отличный дом (у него много домов) и изобилие денег (самый богатый в Голливуде), неразборчивость в средствах..., но до предела эта звезда распускаться не дает, всегда сохраняется внутренний стержень, хотя бы респектабельность и внешняя честность. Тему смерти в фильме сильно акцентирует Плутон, он в соединении с королевской звездой Регул - (указание на искушение) - указывает на власть и успех, но чем выше звезда поднимает человека, тем больше он должен остерегаться мщения. Если из-за гнева или обиды человек начинает мстить, то, как в случае всех королевских звезд, происходит падение, теряется все, что было достигнуто. Сатурн в Скорпионе учит Гибсона , что ненависть к себе и к миру - неэтична, максимализм и сильные эмоциональные реакции оставлены далеко позади, возможно в далекой Австралии, где в буйные молодые годы кто-то в баре пытался пробить Мелу голову бутылкой. Сатурн отвечает за удары, вполне возможно, что вот таким резким способом, жизнь давала Гибсону уроки мудрости. Мажорный аспект Урана к Сатурну помогает создать со временем режиссера - психолога.

Северный узел в Стрельце говорит о кармической программе: ментальный интерес к традиции, самая важная задача жизни включает поиски высшего знания. Через Северный Узел в Стрельце человек должен научиться тому, чтобы увидеть истину, он должен сначала сам стать истинным! Можно ли абсолютно быть истинным? Ключевое слово - обещание. В течение многих жизней запутывался в двойственностях, имеющих результатом нерешительность. Он старался быть всем для всех людей и в результате настроил себя на поверхностность. Теперь ему нужно выучить кармические уроки преданности и верности, что Гибсон нарочито делает. Южный узел в 18-ом Близнецов (хитрость, коварство, большое честолюбие) в соединении со звездой Ригель -указывает на желание учить, имеет сильную связь с механизмом цивилизации и эстеблишментом. Потребность защищать установленный взгляд на мир, то есть использовать традицию. Таким образом, Гибсон - "Добрый самаритянин", не мог не поставить жестокий фильм, ведь он проявляет свое "Я" в нем, совмещая желание учить с подсознательными желаниями поучаствовать в кровавой расправе. Его фильм появился на свет, когда Уран, проходящий по Рыбам, возвращает общество к вопросам религии, однако с каким-то новым псевдореволюционным, если не сумасшедшим поворотом. По книге Дана Брауна "Код да Винчи" сняли многомиллионный фильм с совершенно перекрученной историей жизни Иисуса. Мел же, в свою очередь, поняв, что этот источник неиссякаем, снимает фильмы на религиозные темы. Cпустя всего 10 дней после смерти португальской монахини сестры Лусии душ Сантуш, последней свидетельницы явлений Богоматери в Фатиме в 1917 году, Гибсон приобрел права на экранизацию книги "Украсть у ангелов" писателя Брайана Даллагана. Главный герой книги — молодой эмигрант из Ирландии встречает в Нью-Йорке девушку, вместе с которой отправляется на ее родину — в Италию. Там они оказываются в центре интриги, связанной с попыткой убийства Папы Иоанна Павла II и так называемой "третьей фатимской тайной". Как известно, во время явлений Лусии и другим детям в Фатиме из уст Богоматери прозвучали три пророчества. Два из них относились к мировым войнам и гонениям на христиан при тоталитарных режимах. Третья часть предсказаний Девы Марии была опубликована Ватиканом лишь в 2000 году. Считается, что в ней говорится о совершенном в 1981 году (в годовщину одного из фатимских явлений) покушении на жизнь Папы. Что ж, если с таким успехом фильмы идут у Гибсона, может и Таррантино стоит подумать о смене своих сюжетов, он- то, как раз, не претендует на Веру, любовь и надежду...



предыдущая глава